18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Платье на французский манер

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стало платье середины XVIII столетия, представленное Эрмитажем на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы» в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце. Об особенностях кроя и декора платья рассказывает Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры ГЭ.

Элегантность и утонченность, экстравагантность и кокетство — характерные черты европейской дамской моды эпохи рококо. Основным типом платья в Европе вплоть до Великой французской революции стало robe à la française («платье на французский манер»). Сильно открытое спереди, оно плотно облегало верхнюю часть фигуры и собиралось в широкие, переходящие в шлейф складки (так называемые складки Ватто) на спинке. Этой форме платья как нельзя лучше соответствовали рукава в форме пагоды (à la pagode). Узкие вверху, рукава расширялись к локтю и заканчивались несколькими рядами широких кружев или воланов. Покрой женского платья почти целиком зависел от таких элементов женского белья, как корсаж-корсет с пластинами китового уса и специального каркаса — панье (от фр. panier — корзина), на который укладывалась юбка. Поэтому платье robe à la française было распашным, и под него надевалась «видимая» нижняя юбка, часто контрастного цвета. Большой популярностью пользовались нижние стеганые атласные юбки. При помощи хитроумной системы колец и шнуров, проходящих по изнаночной стороне верхнего платья и крепившихся в боковых прорезных карманах, можно было драпировать верхнее платье на боках и сзади, открыв эффектную отделку нижней юбки. Низ и полочки robe à la française часто декорировали фалбалой — гирляндой пышных буфов из широких и узких полосок ткани, бантами и шелковыми лентами. Распашное платье, вошедшее в моду в России в 1730–1750-х годах, получило здесь название «роброн» (от фр. robe ronde — круглое платье).

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+