Платье на французский манер

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стало платье середины XVIII столетия, представленное Эрмитажем на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы» в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце. Об особенностях кроя и декора платья рассказывает Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры ГЭ.

Элегантность и утонченность, экстравагантность и кокетство — характерные черты европейской дамской моды эпохи рококо. Основным типом платья в Европе вплоть до Великой французской революции стало robe à la française («платье на французский манер»). Сильно открытое спереди, оно плотно облегало верхнюю часть фигуры и собиралось в широкие, переходящие в шлейф складки (так называемые складки Ватто) на спинке. Этой форме платья как нельзя лучше соответствовали рукава в форме пагоды (à la pagode). Узкие вверху, рукава расширялись к локтю и заканчивались несколькими рядами широких кружев или воланов. Покрой женского платья почти целиком зависел от таких элементов женского белья, как корсаж-корсет с пластинами китового уса и специального каркаса — панье (от фр. panier — корзина), на который укладывалась юбка. Поэтому платье robe à la française было распашным, и под него надевалась «видимая» нижняя юбка, часто контрастного цвета. Большой популярностью пользовались нижние стеганые атласные юбки. При помощи хитроумной системы колец и шнуров, проходящих по изнаночной стороне верхнего платья и крепившихся в боковых прорезных карманах, можно было драпировать верхнее платье на боках и сзади, открыв эффектную отделку нижней юбки. Низ и полочки robe à la française часто декорировали фалбалой — гирляндой пышных буфов из широких и узких полосок ткани, бантами и шелковыми лентами. Распашное платье, вошедшее в моду в России в 1730–1750-х годах, получило здесь название «роброн» (от фр. robe ronde — круглое платье).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+