Энтони Гормли показал Гонконгу, где кончается горизонт

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Жители принимают его скульптуры на крышах за настоящих самоубийц

Работа Энтони Гормли Горизонт событий в Сан-Паулу. Гонконг, скорее всего, станет последним пунктом ее мирового турне
Работа Энтони Гормли Горизонт событий в Сан-Паулу. Гонконг, скорее всего, станет последним пунктом ее мирового турне

Год прошел с момента «гонконгского Майдана», когда тысячи продемократически настроенных протестующих вышли на центральные улицы города. Этой осенью над теми самыми местами, где в декабре 2014 года полиция разгоняла демонстрантов, молча нависли пугающе реалистичные скульптуры Энтони Гормли из железа и стекловолокна — 31 фигура в человеческий рост на крышах многоэтажных зданий.

Показ Горизонта событий в Гонконге отложили на год — после того, как один из служащих сбросился с 137-метрового здания банка, принадлежащего спонсору проекта Hongkong Land; открытие состоялось лишь 19 ноября (до 18 мая 2016 года). «„Революция зонтов“ и продемократическое движение — это попытка Гонконга добиться независимости от центральных китайских властей, — говорит Гормли. — Мой проект просто не мог быть не связан с событиями, которые произошли здесь. Я чувствую солидарность с теми, кто вышел тогда на улицы. Мне кажется, что искусство — неотъемлемый инструмент самоопределения».

По его мнению, Горизонт событий исследует эволюцию индивидуума в общественном пространстве, а также изменения внутри самого города, пытающегося порвать со своим колониальным прошлым и разобраться с настоящим — жестким контролем материкового Китая. «Гонконг скрывает свое лицо, — считает Гормли. — В некотором роде его истинное значение и ценности не раскрыты — из-за властей, подавляющих права граждан».

В Гонконге Горизонт событий подвергся резкой критике. «Говорили, что будет безнравственно делать инсталляцию на крышах высоток — из-за распространенности здесь этого способа самоубийства, — рассказывает художник. — Я совершенно не согласен. Чем дольше этот факт замалчивается, тем больше людей не осознают масштабов разрастающейся проблемы, особенно в среде бизнесменов средней руки».

Когда Гормли впервые приехал в Гонконг в мае 2013 года в поиске мест для скульптур, он планировал сосредоточиться на центре города, но в результате одинокие фигуры появились и в районах «демонстраций зонтов».

Так, одну из статуй установили над тем местом, где проходили митинги сторонников движения Occupy, на крыше здания в районе Адмиралтейства, где располагается ряд государственных учреждений, другую — в саду площади Статуй, рядом с которым полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов.

Гонконг, скорее всего, станет заключительным городом в турне Горизонта событий, говорит Гормли. Работа, впервые представленная в Лондоне в 2007 году, посетила Роттердам, Нью-Йорк, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, в каждом из этих городов она вызвала мощный общественный резонанс. (В Москве в 2009 году планировавшаяся выставка была отменена, так как скульптуры на крыше ЦУМа вызвали подозрение спецслужб. — TANR.) «Сначала смесь ужаса, страха, потом любопытство, сменяющееся восторгом, — примерно в такой последовательности», — рассказывает он. В Лондоне проект раздражал пассажиров электричек; в Нью-Йорке первая реакция на него была крайне враждебной в свете событий 11 сентября.

По мнению художника, откладывать выставку было бессмысленно, а главный спонсор Hongkong Land вышел из проекта из опасений испортить репутацию.  «Реализация этого проекта встретила на своем пути скрытое сопротивление: все хотели сохранить статус-кво — и официальный Пекин, и представители бизнеса», — говорит художник.

В городе со множеством аукционных домов, частных галерей и арт-ярмарок инсталляция, обращающаяся к широкому зрителю, обретает особое значение. «Задействовав общественное пространство, я хотел показать, что искусству пора вновь стать общедоступным», — объясняет Энтони Гормли. 

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+