18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кубинское искусство идет нарасхват

Третьего декабря во Флориде открылась ярмарка Art Basel Miami Beach. Это первая Art Basel в Майами-Бич с того момента, как в июле текущего года были восстановлены дипломатические отношения между США и Кубой, но на ней уже широко представлены кубинские и кубино-американские художники. Потепление в отношениях между двумя странами делает этот остров Карибского бассейна весьма привлекательным для американских коллекционеров и кураторов.

«Всегда были серьезные коллекционеры, которые ездили на Кубу вместе с музейными группами, но теперь появилась другая категория — коллекционеры из Челси, — говорит выходец с острова Альберто Маньян, сооснователь нью-йоркской галереи Magnan Metz Gallery. — Из-за большого потока мне уже становится трудно заказывать номера в отелях».

Несмотря на то что эмбарго уже давно не касается произведений изобразительного искусства, гражданам США по новым правилам стало проще въезжать на Кубу. Кроме того, теперь они могут платить за искусство кредитной картой, а не наличными или посредством денежного перевода через некубинского посредника. По словам Маньяна, в этом году он сопроводил почти сотню американских коллекционеров в их первой поездке на остров. А на прошлой неделе плавал в Гавану с архитектором Фрэнком Гери на его яхте.

Музеи и галереи в Майами также реагируют на рост интереса к Кубе. Творчество таких кубинских и кубино-американских художников, как Йоан Капоте, Александра Арречеа и Хорхе Пардо, можно увидеть на Art Basel в Майами-Бич; кубинское искусство представлено и множеством институций, в том числе фондом Cisneros Fontanals Art Foundation, организовавшим выставку Густаво Переса Монсона.

Фонд ведет переговоры с Национальным музеем изобразительных искусств в Гаване о том, чтобы устроить передвижную выставку кубинских произведений, созданных с 1950-х и до наших дней. Многие из них никогда ранее не покидали пределов страны. Среди потенциальных площадок для этой выставки, намеченной на 2017 год, — Музей изящных искусств в Хьюстоне, Центр искусств Уокера в Миннеаполисе и Музей и сад скульптур Хиршхорна в Вашингтоне.

Кроме того, кураторов привлекает возможность приобретать произведения молодых художников, пока они не слишком поднялись в цене. Старший куратор Музея Хиршхорна Стефан Акин говорит, что его музей надеется купить одну из работ, участвовавших в Гаванской биеннале в этом году, за $20 тыс. «Года через два она будет стоить $50–100 тыс., — считает он. — Даже мой домовладелец в Вашингтоне ездил на Кубу и расспрашивал меня о художниках».

На прошлой неделе итальянская Galleria Continua при поддержке Министерства культуры Кубы открыла в Гаване свое выставочное пространство. В первой выставке участвуют молодые кубинские художники Алехандро Кампинс, Райнер Лейва-Ново и Карлос Гарайкоа.

Британский скульптор Аниш Капур говорит, что ему не терпится впервые побывать на Кубе и продемонстрировать там свои произведения в новом пространстве галереи. Впрочем, привезти что-либо на остров по-прежнему сложно. Поэтому, объясняет Капур, работы «придется создавать на месте».

«Трудно сказать, как изменится искусство, но я всегда ценил то, как кубинские художники справляются с ограничениями своей свободы», — говорит Дональд Рубин; вместе с женой Шелли он коллекционирует кубинское искусство с 2008 года и в этом году представил произведения из своего собрания в нью-йоркском Художественном музее Бронкса.

Островное государство с населением менее 12 млн человек, Куба выступает в неожиданно тяжелой весовой категории благодаря сильным художественным вузам вроде Университета искусств и дешевизне студийного пространства. Художники там обладают высоким социальным статусом и могут путешествовать более свободно, чем обычные граждане (что, по-видимому, не относится к тем, кто, как Таня Бругера, открыто критикует власти).

«На Кубе один из легальных способов разбогатеть и путешествовать по миру — это стать художником, — рассказывает Энтони Рубинштейн, автор книги Cutting-Edge Art in Havana. — Художественная школа — это своеобразная кубинская Гарвардская школа бизнеса».

Шон Келли, представляющий на Art Basel в Майами-Бич работы коллектива Los Carpinteros (от €16,5 тыс. до €95 тыс.), предостерегает: «Ажиотаж замечателен в процессе, но кончается всегда скверно». «Не знаю, действительно ли это бум или просто мыльный пузырь, и еще несколько лет мы не будем этого знать», — считает Рубинштейн, оценивая нынешний всплеск интереса к кубинскому искусству.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
6
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
7
Франциско Инфанте: «Мы попытались реализовать смысловые связи в синтезе»
Легендарный Франциско Инфанте вместе с сыном Платоном, также художником, раскрывает смыслы и подоплеку грандиозного проекта «Небесные артефакты» для Дома культуры «ГЭС-2»
12.11.2024
Франциско Инфанте: «Мы попытались реализовать смысловые связи в синтезе»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+