18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русский рынок под снегом

В Лондоне прошли первые торги из серии, посвященной русскому искусству. На аукционе живописи Christie’s все выглядело вроде бы обычно: эстимейты превышали, лоты разбирали. Вот только все суммы стали меньше втрое.

Christie’s обычно выпадает открывать «русскую неделю», и в этом сезоне эта роль еще более нервная, чем обычно. На русском арт-рынке кризис, в Москве не продается почти ничего, кроме графики и букинистики, в Лондон приехало гораздо меньше реальных покупателей, чем обычно. Продавцы не хотят продавать вещи по низким ценам, покупатели не хотят покупать их по высоким. В начале торгов в зале Christie’s на Кинг-стрит появились представители всех конкурирующих аукционных домов: пришли посмотреть, как пойдут торги. И торги пошли, причем бодро (видимо, уход составит не меньше 75%), даже с превышениями эстимейтов. Вот только эстимейты эти — лишь тень тех, что были в прошлые годы. «Облако», поздняя, но эффектная и гармоничная вещь Василия Шухаева из коллекции нобелевского лауреата Петра Капицы, продано за £92 тыс., «Сад в цвету» Мартироса Сарьяна из той же коллекции — за £86 тыс. Странно, что в этой ценовой категории — немного меньше £100 тыс. — оказались очень разные произведения. Например, жутковатая своей нарочитой русскостью «Тройка» Николая Самокиша ушла за £80 тыс., «Обнаженная в воде» Николая Фешина, совсем уж анекдотичная (хотя демонстрирующая все блестящие особенности кисти художника), — за £92 тыс. За £110 тыс. продан «Автопортрет на фоне Кремля» нонконформиста Василия Ситникова, и за £140 тыс. (при эстимейте в £25–35 тыс.) — тондо Дмитрия Плавинского «Музыка Вивальди на Большом канале» 1997 года. «Под снегом» Ильи и Эмилии Кабаковых, огромный белый холст, на котором среди снеговых просторов виднеется маленький кусочек зелени, прямо-таки олицетворяющий собой состояние нынешнего рынка, интереса не вызвал и остался непроданным (при эстимейте £180–250 тыс.). В итоге самой дорогой вещью на живописных торгах Christie’s оказалась «Молодая крестьянка» Абрама Архипова, которая вздорожала против эстимейта в три раза и ушла за £398 тыс. к коллекционеру, покупавшему по телефону.

Незадолго до торгов Алексей Тизенгаузен, глава международного отдела русского искусства Christie’s, сказал The Art Newspaper Russia: «Забудьте те цены, что были два-три года назад, продавайте и покупайте по нынешним». Он оказался абсолютно прав.

Аукцион Sotheby’s, где эстимейты сдержанны, но не до такой степени, пройдет завтра, 1 декабря.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+