18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Наедине с Тицианом. В Риме собрали все шедевры великого венецианца

№12
Материал из газеты

Почему величайшие произведения искусства надо увидеть лично, не отвлекаясь на спорные атрибуции

В отличие от работ многих предшественников, произведения Тициана Вечеллио всегда оставались и остаются в центре внимания его последователей, специалистов и публики. «Красота великого Вечеллио не подвластна времени», — писал его первый биограф Карло Ридольфи в 1648 году и оказался прав. На протяжении пяти столетий каждое следующее поколение заново открывает для себя венецианского мастера, благодаря в первую очередь его редким и потому становящимся важными событиями выставкам. Нынешняя выставка в Скудерие дель Квиринале открылась спустя десять лет после экспозиции в лондонской Национальной галерее и по прошествии 20 лет после масштабного проекта «Век Тициана» в Лувре.

В Италии только две выставки Тициана могут сравниться по размаху с римской. Обе прошли на родине художника, в Венеции: в Ка’Пезаро в 1935 году и во Дворце дожей в 1990-м. Объясняя необходимость еще одной выставки, ее куратор Джованни Вилла, в частности, сослался на историка искусства Родольфо Паллуккини, который в монографии о Тициане (1969) писал о важности прямого контакта с произведениями художника. «В век передовых технологий, — говорит Вилла, — мы привыкли к тому, что посредником между зрителем и произведением выступает Интернет. Однако лишь благодаря непосредственному впечатлению и изучению мельчайших деталей можно в полной мере осознать гениальность Тициана». При этом Вилла уверен, что показывать надо лишь лучшие и бесспорные полотна мастера. «За последние десятилетия прошло много выставок Тициана, выстроенных вокруг двух-трех неубедительных атрибуций, картин из частных коллекций с непонятным провенансом, произвольного сопоставления великого мастера с менее значимыми художниками. Эта же выставка, которая очерчивает всю его карьеру, прежде всего позволяет увидеть Тициана, свободного от проблем атрибуции. Цель здесь в том, чтобы дать зрителю возможность познакомиться с художником, основываясь на его шедеврах. Они представлены в хронологическом порядке, что позволяет нам лучше понять его личность, которая порой трудно поддается реконструкции», — рассказывает куратор.

По этим шедеврам можно также проследить эволюцию стиля мастера. «Творчество Тициана стало поворотным в целой традиции живописи — от ранних его работ с использованием ярких цветовых вспышек для получения потрясающих световых эффектов до картин зрелого и позднего периодов, где темные, приглушенные цвета, чередование прозрачности и плотности красочного слоя помогают достичь абсолютной гармонии между образом и техникой письма», — говорит Вилла. Неудивительно, что влияние Тициана-новатора на художников последующих поколений было столь сильным и длительным — от Рубенса и Веласкеса вплоть до Пикассо.

Излюбленный жанр Тициана — портрет — представлен на этой выставке его ранней поэтичнейшей «Флорой» (около 1515–1520) из Галереи Уффици во Флоренции, «Рануччо Фарнезе» (1542) из Национальной художественной галереи в Вашингтоне, который считается одним из лучших детских портретов в истории искусства, великолепным портретом «Карл V с собакой» (1533) из Музея Прадо и двумя автопортретами из Прадо и Галереи старых мастеров в Берлине, датируемыми 1546–1547 и 1560 годами соответственно. Тонкую интерпретацию мифологических тем демонстрируют «Даная» (1544–1545, Национальный музей Каподимонте в Неаполе) и поздний шедевр «Наказание Марсия» (1570–1576, Картинная галерея в Кромержиже, Чешская Республика).

В Риме, в отличие от лондонской выставки Тициана 2003 года, много работ на религиозные и библейские темы. Большинство из них никогда не покидало Италию, как, например, алтарь Гоцци (1520) из Городской пинакотеки Анконы или «Мученичество святого Лаврентия» (1558) из церкви Джезуити в Венеции. «У Тициана божественное всегда в диалоге с человеческим и земным. Это территория красоты и гармонии», — поясняет Вилла.

Один из кульминационных акцентов выставки — представленные в одном пространстве три его «Распятия». Одно, где распятый Христос изображен в полном одиночестве (1555), привезли из испанского Эскориала, второе, где он в окружении Девы Марии, святого Доминика и святого Иоанна (1556–1558), происходит из церкви Сан-Доменико в Анконе и третье, вероятно неоконченное, «Христос на кресте с благоразумным разбойником» (ок. 1566) — из Национальной пинакотеки в Болонье. Сопоставление этих трех произведений свидетельствует о том, что Тициан, возвращаясь к одной и той же теме в разные периоды своей жизни, искал к ней новый подход.

Выставка Тициана — одна из серии монографических выставок ведущих мастеров венецианской школы, которые проходят в Скудерие дель Квиринале на протяжении последних лет: Антонелло да Мессина, Джованни Беллини, Лоренцо Лотто и Тинторетто. Цель этого проекта — вернуть Венеции ее исключительно важную роль в культуре Италии и остальной Европы. «Это был город встреч, сравнения и обмена идеями, куда более свободного, чем в остальных городах Италии, которые находились под патронажем дворов», — говорит куратор. Тициан закрывает эту серию — напоследок музей выставил, бесспорно, лучшего из великих венецианских мастеров.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+