18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сергей Судейкин — впервые за 100 лет

24 ноября петербургская K Gallery открыла выставку живописи и графики Сергея Судейкина — одного из важных мастеров Серебряного века. Это первый за последние 100 лет монографический показ работ художника в России, чему есть понятные причины: в 1920 году Судейкин покинул Россию и после Парижа поселился в Нью-Йорке, где и скончался в 1946 году.

Зарубежный период его творчества — а в эмиграции Судейкин оформлял спектакли в Метрополитен-опера и даже создал декорации для голливудской инсценировки «Воскресения» Толстого в 1935 году, — мало изучен. В отечественных собраниях представлены преимущественно работы 1910-х годов, связанные с кабаре «Привал комедиантов» и в первую очередь с «Бродячей собакой». В сочиненном Михаилом Кузминым в 1913 году на открытие этого артистического заведения гимне он именуется не иначе, как «Сам Судейкин господин».

Всего на выставке более 50 произведений живописи и графики — как из частных коллекций, в том числе приобретенные K Gallery, так и вещи из крупных петербургских музеев: своими экспонатами поделились Русский музей, Музей театрального и музыкального искусства, Дворец конгрессов в Константиновском дворце. Это пока что редкий и оттого важный опыт совместной работы государственных и частных собраний ради общей цели — изучения и пропаганды творческого наследия незаурядного художника XX века и русского искусства в целом. В Музее театрального и музыкального искусства в большом количестве хранятся театральные эскизы Судейкина. Все они в свое время поступили из частных собраний — мецената Левкия Жевержеева, ставшего первым директором музея, или петербургского коллекционера Григория Левитина; 32 эскиза к постановке «Сорочинской ярмарки» в Метрополитен-опера переданы в музей Михаилом Барышниковым. Музейный комплекс «Дворец конгрессов» владеет работами Судейкина в составе коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

Представляя изданный к выставке альбом Судейкина со статьями Тамары Галеевой, Дмитрия Северюхина и Юрия Гоголицына, директор галереи Кристина Березовская напомнила, что именно в K Gallery состоялась первая в новейшее время российская выставка Бориса Григорьева, — на три года раньше, чем получивший широкую известность выставочный проект Русского и Третьяковки. Она выразила надежду, что нынешняя выставка Судейкина также сподвигнет в будущем Русский музей на устройство ретроспективы художника.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+