Воздушные замки мечтателя — предчувствие небоскребов будущего

Аристография. 1918–1924 / Архитектурный Фонд им. Якова Чернихова
Аристография. 1918–1924 / Архитектурный Фонд им. Якова Чернихова

Выставка 170 произведений Якова Чернихова в «Эрарте» выгодно отличается от предыдущих показов его наследия в Петербурге, впрочем, давних и фрагментарных.

Едва ли оригинальна и мысль, что Чернихов — «советский Пиранези», мастер архитектурных фантазий, автор культового произведения конструктивизма — водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик». Кстати, башня находится всего в двух кварталах от «Эрарты».

Выходец из бедной еврейской семьи, бежавший из местечка в Одессу, работавший грузчиком, он лишь через восемь лет после поступления окончил художественное училище, зато «по первому разряду» с рекомендацией в Академию художеств по классу живописи. Путь в академисты был проложен, но уже в 1912 году Чернихов начинает свою первую серию Орнамент, по его собственному определению, «заменив симметрию асимметрией, а ритм повторений — ритмом соотношений». За ней последуют конструктивистская Эксприматика и экспрессивная многотональная Аристография. Последнюю серию Чернихов закончил в 1924 году. Как позже вспоминал народный архитектор СССР Игорь Фомин, работа в Гипрохиме над утилитарными проектами, которые приходилось утверждать, была для Чернихова поводом для появления бесконечных фантазий. Они вошли в три книги, выпущенные в 1930–1933 годах. На своих знаменах Чернихов начертал слова «асимметрия», «беспредметность», «отрицание коробочной архитектуры», «признание машинной эстетики». Наконец, в Фантазиях он выступил футурологом, предвидя мегаполисы из небоскребов и сложные космические орбитальные комплексы. Так, его композиция № 56 носит программное название Архитектурный набросок чисто фантастического порядка.

Разбудив, точнее сказать, раздразнив фантазию зрителей, выставка делает паузу у кабинета Чернихова. Все в нем говорит о быте человека из XIX века: ампирное кресло, бюст Сенеки на столе, немецкие фотоаппараты, значок Императорской академии художеств (Чернихов был любимым учеником Леонтия Бенуа). Микроскоп здесь не безделушка, а свидетель его биографии: архитектор служил в Военно-ветеринарном микробиологическом институте, его работа состояла в набивании изображений микроорганизмов с помощью туши и тончайшей иглы. Под стать обстановке и предметы его коллекционерской страсти — старообрядческие литые иконы и картины малых голландцев.

В 1930–1940-е будут серии Архитектурные сказки; Дворцы коммунизма; Пантеоны Великой Отечественной войны — компромисс большого художника после победы «культуры-2». В последние годы жизни Чернихов на подъеме, серия Военная маскировка — образцовый абстрактный экспрессионизм, напоминающий Виллема де Кунинга. Завещанием нашим современникам стали таблицы Чернихова Построение классического шрифта, изданные уже после его смерти. 

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
6
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
7
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+