Коды геометрии Якова Чернихова

В музее «Эрарта» открылась выставка «Яков Чернихов. Коды геометрии» — масштабная ретроспектива, организованная музеем совместно с Фондом имени Якова Чернихова. Впервые в Петербурге показаны более 170 графических произведений Чернихова рядом с принадлежавшими ему вещами; они дополнены визуализацией пространственных построений архитектора как в виде макетов, так и с помощью мультимедиа.

Одна из немногочисленных реализованных построек Чернихова — канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней — расположена недалеко от музея, буквально в пяти минутах ходьбы. Естественно, что этому памятнику архитектуры советского конструктивизма уделено на выставке почетное место и представлен макет здания. (Сейчас территорию бывшего завода ожидает реновация, рядом с башней будет построен элитный жилой комплекс и бизнес-центр.)

В последние десятилетия широкую известность и популярность получила архитектурная графика Чернихова, чьи «Архитектурные фантазии» конца 1920-х годов справедливо считаются предшественниками направления «бумажная архитектура», однако на выставке показаны его работы и других периодов: цикл конца 1930-х годов «Дворцы коммунизма», преемственный итальянскому барокко; выполненные во время войны эскизы военной маскировки, чья многоцветная деконструктивистская форма предвосхищает искусство оп-арта; работы по построению классического шрифта, увлекшие художника в конце жизни. Интересно наблюдать, как в виртуозно детально проработанных цветных рисунках маленького размера из серий «Архитектурные сказки» и «Сказки индустрии», выполненных в середине 1930-х годов вслед за знаменитыми теперь «Архитектурными фантазиями», Чернихов стилистически возвращается от ортодоксального планетарного конструктивизма к органическому и фольклорному направлению в духе Николая Рериха. При всей своей оригинальности фигура Чернихова вписывается в контекст развития искусства XX века, и напрашивающаяся аналогия — это, как ни странно, Мауриц Эшер.

Выставка рисует образ Чернихова как предвестника современной визуальности, возможно несколько внеисторически назначая архитектора ответственным за то, что возникает сегодня на экранах наших телефонов и планшетов, но обилие зрителей, фотографирующихся рядом с работами, может служить этому подтверждением.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+