18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Коды геометрии Якова Чернихова

В музее «Эрарта» открылась выставка «Яков Чернихов. Коды геометрии» — масштабная ретроспектива, организованная музеем совместно с Фондом имени Якова Чернихова. Впервые в Петербурге показаны более 170 графических произведений Чернихова рядом с принадлежавшими ему вещами; они дополнены визуализацией пространственных построений архитектора как в виде макетов, так и с помощью мультимедиа.

Одна из немногочисленных реализованных построек Чернихова — канатный цех завода «Красный гвоздильщик» с водонапорной башней — расположена недалеко от музея, буквально в пяти минутах ходьбы. Естественно, что этому памятнику архитектуры советского конструктивизма уделено на выставке почетное место и представлен макет здания. (Сейчас территорию бывшего завода ожидает реновация, рядом с башней будет построен элитный жилой комплекс и бизнес-центр.)

В последние десятилетия широкую известность и популярность получила архитектурная графика Чернихова, чьи «Архитектурные фантазии» конца 1920-х годов справедливо считаются предшественниками направления «бумажная архитектура», однако на выставке показаны его работы и других периодов: цикл конца 1930-х годов «Дворцы коммунизма», преемственный итальянскому барокко; выполненные во время войны эскизы военной маскировки, чья многоцветная деконструктивистская форма предвосхищает искусство оп-арта; работы по построению классического шрифта, увлекшие художника в конце жизни. Интересно наблюдать, как в виртуозно детально проработанных цветных рисунках маленького размера из серий «Архитектурные сказки» и «Сказки индустрии», выполненных в середине 1930-х годов вслед за знаменитыми теперь «Архитектурными фантазиями», Чернихов стилистически возвращается от ортодоксального планетарного конструктивизма к органическому и фольклорному направлению в духе Николая Рериха. При всей своей оригинальности фигура Чернихова вписывается в контекст развития искусства XX века, и напрашивающаяся аналогия — это, как ни странно, Мауриц Эшер.

Выставка рисует образ Чернихова как предвестника современной визуальности, возможно несколько внеисторически назначая архитектора ответственным за то, что возникает сегодня на экранах наших телефонов и планшетов, но обилие зрителей, фотографирующихся рядом с работами, может служить этому подтверждением.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
4
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
5
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
7
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Выставка «Не слитно, не раздельно» не про орфографию. Она посвящена Хорезмской экспедиции — советскому модернистскому проекту, в котором археологические исследования были одним из этапов преобразования природы и жизни
16.04.2025
«ГЭС-2» раскапывает глубокие аспекты советской археологии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+