18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Китайский кризис и рынок искусства

№38
Материал из газеты

Осенние торги в Нью-Йорке, возможно, пройдут без покупателей из стран БРИК

Осенний сезон торгов, в том числе ноябрьские аукционы импрессионистов, модернистов и современного искусства в Нью-Йорке, станет первым, на котором может ощутимо сказаться экономическое замедление Китая.

Международная реакция на крах фондового рынка в Китае в конце августа была тяжелой. Сразу же вслед за «черным понедельником» 24 августа, когда индекс шанхайской биржи Shanghai Composite упал на 8,5%, американский индекс Доу — Джонса снизился более чем на 1 тыс. пунктов за неделю, что стало его самым резким падением с 2011 года; на европейских и других азиатских рынках произошло резкое падение котировок.

Согласно оценкам потери всего за несколько недель составили $3,2 трлн, в то время как нефть достигла нового минимума за последние шесть лет, ухудшив положение ряда стран-экспортеров. Казалось, фондовые биржи наконец осознали тот мрачный факт, что экономический рост замедляется.

«Черный понедельник» дал несколько тревожных сигналов и арт-рынку. С момента наступления кредитного кризиса в конце 2007 года относительно сильные экономики Китая и других стран БРИК (Бразилии, России и Индии) служили источником уверенности, на который опиралась торговля искусством. Однако после августа китайские покупатели — во всех индустриях — больше не могут играть роль гарантирующих потребителей в мировой экономике.

Китай не списывают со счетов

Вопрос о том, в какой на самом деле мере покупатели из Китая поддерживали арт-рынок, никогда не становился предметом серьезного исследования, однако нет никаких сомнений в том, что часть из них находилась в самом верхнем сегменте. На одном майском аукционе в Нью-Йорке три китайских покупателя потратили в общей сложности $116 млн на произведения Пикассо, Моне и Ван Гога. В то же время такие галереи, как White Cube, Gagosian, Lehmann Maupin и Perrotin, открыли в Гонконге свои филиалы, надеясь привлечь в них покупателей из материкового Китая. Практически все представители арт-бизнеса вложили в Восток свое время, деньги и рабочую силу.

Многие из игроков рынка не спешат списывать Китай со счетов. «Падение акций вызывает вывод средств, а это означает, что появляется больше денег, которые можно потратить на покупку искусства», — говорит Саймон Кирби, восточноазиатский компаньон лондонской галереи Victoria Miro, на прошедшей в Шанхае в сентябре ярмарке West Bund Art & Design. По-видимому, надежду возлагают на то, что, хотя арт-рынок внутри Китая и продолжает слабеть, на международном уровне последствия не столь серьезны.

Где находится точка перелома?

Однако даже беглый взгляд на макроэкономические данные свидетельствует об ином. Например, по информации Sunday Times, данные британского ведомства внутренних дел говорят о том, что по сравнению с прошлым годом число «виз инвестора», выдаваемых гражданам Китая, владеющим крупными капиталами и желающим жить в Соединенном Королевстве, снизилось на 91%. Годом же ранее количество таких виз выросло вдвое. Сейчас спрос в высшем сегменте лондонского рынка недвижимости упал приблизительно на 40%, в том числе вследствие снижения активности со стороны китайских и российских клиентов.

Осенние торги в Лондоне и Нью-Йорке станут первыми, на которых может сказаться экономическое замедление Китая. Основатель специализирующейся на анализе арт-рынка фирмы ArtTactic Андерс Петтерсон говорит: «Люди, безусловно, обращают внимание на экономические риски. Вопрос в том, где находится точка перелома и в чем она заключается, а также в том, насколько близко мы к ней подошли».


Что произошло на арт-рынках стран БРИК

В 2001 году Джим О’Нил, директор по инвестициям Goldman Sachs, предложил аббревиатуру БРИК применительно к группе стран с развивающейся экономикой: Бразилии, России, Индии и Китаю. Экономический бум часто сопровождается ростом спроса на искусство, и четыре страны стали точками притяжения для торговцев искусством всего мира, в особенности после того, как в результате кредитного кризиса 2007–2008 годов экономические перспективы в США и Европе стали более шаткими. Что же произошло с тех пор?

Бразилия

Бум в экономике южноамериканского гиганта пришелся на период с 2003 по 2013 год. Бразилия сегодня является восьмой по размеру экономикой мира. Переход от диктатуры к демократии и выступление в роли экспортера нефти сделали ее крупным игроком на мировой арене — и лакомым куском для арт-рынка. Западные дилеры охмуряли бразильских покупателей, беря в оборот местных художников и участвуя в ярмарках в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Бразильская публика проявляла к культуре ненасытный интерес, и музеи страны регулярно попадали в топ ежегодных обзоров The Art Newspaper самых посещаемых выставок.

Теперь Бразилия входит в период рецессии. С начала года ее валюта упала относительно доллара почти на 30% и приближается к историческому минимуму. Рост общественного напряжения и коррупционные скандалы лишь добавляют нестабильности.

Международная торговля искусством, и без того подкошенная неблагоприятной системой налогообложения Бразилии, страдает и от резкого изменения курса валют. Местные коллекционеры и спонсоры институций чувствуют себя менее свободно; снижение финансирования привело к тому, что многие музеи были вынуждены отложить или отменить крупные выставки. 

Россия

Российские олигархи активно участвовали в международных художественных аукционах в 2008 году, когда цены на искусство достигли максимума. В мае того года на двух вечерних торгах в Нью-Йорке миллиардер Роман Абрамович приобрел триптих Фрэнсиса Бэкона 1976 года за $86,3 млн и Спящую социального работника (1995) Люсьена Фрейда за $33,6 млн, а его появление вместе с Дашей Жуковой на Art Basel стало одним из ярких событий ярмарки.

Интерес со стороны российских покупателей подстегивал продажи искусства до недавнего времени — но произошедшее в 2014 году присоединение принадлежавшего Украине Крыма привело к введению санкций со стороны Запада и падению цен на нефть. Рубль подешевел.

На арт-рынке последствия сказались незамедлительно: лондонские аукционы русского искусства в ноябре 2014 года и в июне этого года прошли вяло. На международном уровне российские покупатели по-прежнему проявляют активность в топовом сегменте, но она, несомненно, снизилась.

Продвижение современных российских художников идет медленно, и на крупных художественных ярмарках появляется мало галерей и художников из России. 

Индия

Арт-рынок Индии быстро развивался с начала до середины 2000-х; в особенности это касалось искусства модернизма и современного искусства. Как пишет в своей книге Big Bucks колумнистка The Art Newspaper Джорджина Адамс, с 2004 по 2008 год «торговля ценными бумагами на самом деле замедлялась, в то время как маклеры следили за онлайн-аукционами искусства Saffronart».

Кредитный кризис 2008 года нанес тяжелый удар. В отличие от других стран БРИК, экономика Индии зависела от аутсорсинга своих услуг развитому миру, который утратил стабильность. Многие арт-организации, в том числе только появившиеся художественные фонды, быстро закрылись. Однако сегодня индийский рынок производит впечатление одного из наиболее устойчиво развивающихся, несмотря на то что суммарные продажи искусства по-прежнему малы (последний вечерний аукцион Christie’s в Мумбае сделал $12,1 млн).

В сентябре офис в Мумбае открыл Sotheby’s, который сообщает о том, что в последние пять лет стоимость покупок его индийских клиентов, как резидентов, так и нерезидентов, растет на 42% ежегодно. По словам главы отдела Индии и Ближнего Востока Sotheby’s Эдварда Гиббса, современные художники сохранили «свои позиции и стоимость», очень популярны ювелирные изделия и миниатюры.

Китай

Начиная с конца 2000-х годов новоиспеченные китайские миллиардеры с их неутолимым аппетитом к роскоши были, казалось, повсюду: по данным арт-экономиста Клэр Макэндрю, Китай впервые сместил США с позиции крупнейшего мирового рынка искусства и древностей в 2011 году.

Но все было не совсем так, как казалось.

Официальные данные в Китае часто завышаются, а непрозрачность информации, касающейся торговли искусством, печально известна во всем мире. Еще одним важным аспектом проблемы стали невыплаты за приобретенные на аукционах работы. В 2007 году Sotheby’s на своих гонконгских торгах ввел систему «премиум-лотов», согласно которой от участников требуется заранее зарегистрировать свой интерес и заплатить депозит. Начиная с 2012 года количество отчетов о продажах двух лидирующих аукционных домов Китая — Poly Auction и China Guardian — уменьшилось вдвое. Но все же многие из этих миллиардеров были настоящими, и их желание создать частные музеи, нуждавшиеся в экспонатах, никуда не делось. Не похоже, чтобы коллекционеры Лю Ицянь и Ван Вэй или девелопер Ван Дзяньлинь планировали исчезнуть с международного арт-рынка. Беспокойство вызывает другое — вероятность того, что средний класс Китая, многие представители которого инвестировали в акции, больше не вернется на рынок за искусством. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+