18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Три выставки недели

Метаморфозы реализма XXI века в Русском музее, городские пейзажи Никиты Макарова в усадьбе Муравьевых-Апостолов, персональная выставка Димитрия Семакова в Московском музее современного искусства

Выставка, посвященная реализму в ХХI веке, открывшаяся в Государственном Русском музее, скорее попытка угадать, в каком направлении будет двигаться один из магистральных стилей в отечественном искусстве, чем уже сложившаяся картина настоящего — новое тысячелетие стартовало недавно. «Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки», — уточняет куратор проекта Любовь Шакирова. Тем более что и понятие «реализм» давно утратило четкие границы: реализмов сегодня много, и они разные. В том, насколько разные, можно воочию убедиться, пройдясь по экспозиции с работами художников, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990-е годы и позднее. Это и пародийный соцреализм тандема Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, и неоакадемизм Тимура Новикова, и суровая монументальность напоминающих фресковую живопись полотен Ильи Гапонова и Кирилла Котешова. Там же «Человеческий проект» Керима Рагимова — попытка остановить мгновения многократно ускорившейся жизни, зафиксировав их на холсте маслом. В «Рекламной конструкции» Павла Отдельнова та же тема быстротечности времени, символом которой становится автострада с нависшими над ней рекламными щитами. Однако, в какой бы эстетике ни работали представленные художники, уже можно уверенно заявить: потенциал реализма далеко не исчерпан. «Россия. Реализм. ХХI век» открыта до конца января.


Персональная выставка Димитрия Семакова «Структуры времени» в Московском музее современного искусства впервые в одном пространстве объединила главные живописные серии известного художника, создаваемые им на протяжении последних 30 лет в разных странах и городах мира. В экспозицию также включены его новые картины, скульптуры и инсталляции. Основная тема работ Семакова — экспрессивных, эмоционально вибрирующих — архитектура, но не сама по себе, а как некий многозначный символ ушедших эпох, культур и цивилизаций и в конечном счете категории времени как такового. Об этом и названия четырех разделов экспозиции, занявшей четыре этажа музейного пространства: «Врата: возвращение», «Башни: поиск», «Арки: соединение», «Свет: торжество». Своими впечатлениями от встроенных в каждый из этих контекстов картин зрители могут поделиться непосредственно с их автором в социальных сетях, используя хештег или инстаграм-страницу художника. До 6 декабря.


Выставка с интригующим названием «География воздуха» в московском доме-музее «Усадьба Муравьевых-Апостолов» представляет около 40 новых работ живописца, члена-корреспондента Российской академии художеств Никиты Макарова. Если говорить о географии, то она на этой выставке присутствует зримо: городские и архитектурные пейзажи Макарова написаны главным образом в Италии и Франции. Что же касается воздуха, тоже включенного в название проекта, — его в этих легких прозрачных ведутах, продолжающих европейские традиции жанра, тоже более чем достаточно. Работая по старинке темперой на доске, используя вместо мазков точки и штрихи, напоминающие рукотворные пиксели, Макаров постепенно воссоздает увлекший его вид, погружая его в зыбкое, как кружево, и легкое, как дуновение ветра, воздушное пространство. В результате возникают образы, с одной стороны, увиденные глазом нашего современника, с другой — пронизанные ностальгией по ушедшей культуре старой Европы. До 12 декабря.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+