Реализмов сегодня много. Но в будущее возьмут не всех

Дмитрий Лактионов. Зайцы и капуста. Предчувствие гражданской войны. 2015
Петр Швецов. Неочевидная догадка, превращающаяся в уверенность. 2013
Виктор Сафонкин. Первый снег. 2014
Алексей Беляев-Гинтовт. Парад победы 2937 (I). 2010
Дмитрий Лактионов. Зайцы и капуста. Предчувствие гражданской войны. 2015
Петр Швецов. Неочевидная догадка, превращающаяся в уверенность. 2013
Виктор Сафонкин. Первый снег. 2014
Алексей Беляев-Гинтовт. Парад победы 2937 (I). 2010

Название выставки в Государственном Русском музее пародийно: веку от горшка два вершка, а ему посвящают специальный проект. Да еще говоря от лица всего реализма. Поэтому Любовь Шакирова, куратор выставки и автор вступительной статьи в альбоме, изданном по случаю ее открытия, сразу оговаривает: «Все номинации и приоритеты носят временный, рабочий характер. Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки».

Тем более что само понятие «реализм» в постсоветском художественном пространстве утратило четкие границы: реализмов сегодня много. Скорее всего, здесь более чем уместен бессмертный кабаковский вопрос, кого возьмут в будущее. Куратор в своем проекте осторожно набрасывает ареал своего исследования. Речь идет о художниках от 30 до 50 лет, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990‑е и позднее. Они работают в координатах, заданных тотальным стебом Виноградова — Дубосарского и неоакадемической мифологией Тимура Новикова, то ли серьезной, то ли пародийной. Точнее говоря, трудятся над преодолением этой заданности. Монументальные портреты шахтеров, созданные Ильей Гапоновым и Кириллом Котешовым с помощью кузбасслака, меньше всего похожи на возвращение соцреалистической мифологии. Нет в этих персонажах героизма. Многосерийный Человеческий проект Керима Рагимова — попытка остановить мгновения, мелькающие с быстротой неразличимости, будь то экран монитора или страница журнала. И воспроизвести их в технике «холст, масло». Вопрос в том, угадал ли художник, остановив выбор на людях в масках горилл или на персонажах без масок, но с оружием в руках. Серия Таисии Коротковой Закрытая Россия, руины советской военно-промышленной цивилизации, рухнувшей под тяжестью собственной мощи, выглядит сегодня актуальным предупреждением. Три девочки, которые играют на асфальте убогой детской площадки среди недостроенных многоэтажек на картине Марии Сафоновой Классики, скромно одеты в одинаковые белые платьица и светло-коричневые сандалии. Кто бы из них ни был успешен в игре, вряд ли они сильно преуспеют в жизни. На ту же тему картина Павла Отдельнова Рекламная конструкция. На столбе закреплены два щита с мощной подсветкой. Но выбранный ракурс — вид снизу, из дорожной пыли, по которой проносятся автомобили. Только их владельцам реклама и предназначена.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+