Мумии отправляются в путешествие

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

Благодаря сканированию на компьютерном томографе сокровища из чикагского Музея естественной истории Филда раскрывают свои тайны. Теперь их ждет масштабное турне, стартующее в Лос-Анджелесе

Они тяжелые и хрупкие одновременно, а это худшее из возможных сочетаний, когда речь идет о транспортировке
Они тяжелые и хрупкие одновременно, а это худшее из возможных сочетаний, когда речь идет о транспортировке

Короткие стрижки и тугие локоны, напоминающие прически французских кинозвезд, восковые фигурки богов и оставленные в теле инструменты для бальзамирования, признаки туберкулеза, а в некоторых случаях даже пол мумифицированного — вся эта информация так и осталась бы неизвестной, если бы в чикагский Музей естественной истории Филда не привезли портативный аппарат компьютерной томографии (КТ) для египетских и перуанских мумий из его коллекции.

Справка

Кот в мешке

На выставке представлены три мумии кошек, заставляющие задуматься о природе понятия «подделка». Внешне они практически идентичны, но КТ-исследование показало, что на этом сходство заканчивается.

В одной из них находится настоящая мумифицированная кошка, другая пуста, а третья набита «кожей, галькой и куриными объедками», говорит сотрудник Музея Филда Дж.П.Браун. По его словам, третья мумия практически несомненно представляет собой древнюю подделку. Ученый указывает на письменные свидетельства о наказаниях древнеегипетских жрецов за продажу поддельных мумий животных. В Древнем Египте мумификация была прибыльным ремеслом, и храмы штамповали мумии сотнями тысяч, продавая их по заоблачным ценам. При этом, по мнению Брауна, пустые мумии были не подделкой, а просто более дешевым вариантом для тех, кто не мог позволить себе настоящую мумию.

«Достаточно взять любой из этих древних артефактов в руки, чтобы понять, что внутри них нет останков животного. Совершенно исключено, чтобы в те времена делалось такое огромное число пустых мумий, и никто не заметил бы обмана, — говорит он. — [Поначалу] я тоже купился на предположение о том, что и это подделка, но теперь считаю, что это просто более дешевый вариант, сделанный для представителей низших классов, не обладающих большими средствами».

Еще…

Вооружившись новой информацией, этот музей, где хранится одна из самых больших в США коллекций человеческих мумий из Египта и Перу, теперь отправляет более десяти экспонатов в масштабное выставочное турне. Передвижная выставка Мумии. Новые секреты гробниц рассказывает о повседневной жизни, верованиях и обычаях древних народов разных континентов. Само компьютерное сканирование занимает всего пару минут, а вот на анализ изображений ушли месяцы. «Мы получили около 100 Гбайт данных и провели уйму времени за мониторами», — рассказывает помощник реставратора-консерватора Музея Филда Дж.П.Браун. Он сравнивает КТ-технологию с «огромным рентгеновским станком для нарезки колбасы», который «проходит» сквозь тело и создает серию изображений-срезов — в отличие от обычного рентгена, который не способен просветить такие плотные объекты, как кость. «На КТ-снимках обнаруживаются самые странные объекты, которые трудно увидеть другими способами», — говорит Браун и добавляет, что часть увиденного не согласуется с тем, что написано в музейных каталогах.

Так, его поразило КТ-изображение Позолоченной дамы — египетской мумии римского периода, находящейся в коллекции музея с 1893 года: оказалось, что у нее прическа «как у пуделя». «Виденные нами до сих пор мумифицированные тела в большинстве своем принадлежали мужчинам с обритыми наголо головами, так что увидеть такую изысканную прическу было по-настоящему удивительно», — отмечает он.

Работники музея приложили все усилия для того, чтобы обеспечить безопасность мумий во время переезда из Чикаго в Лос-Анджелес, расстояние между которыми составляет около 2,8 тыс. км. Раньше это было технически неосуществимо.
«Они одновременно тяжелые и хрупкие, а это худшее из возможных сочетаний, когда речь идет о транспортировке, — говорит Дж.П.Браун. — Легкие и хрупкие объекты — это ничего страшного, а вот тяжелые и хрупкие — это просто кошмар». Особенно сильное беспокойство вызывали высокочастотные вибрации, которые могли возникнуть во время перемещения.
Пришлось также сделать специальные подложки и ящики, снабженные изоляцией и слоями, задерживающими влагу. Поддержание нужного уровня влажности — вечная проблема при работе с органическими материалами любого возраста. «Повышенная влажность провоцирует рост плесени, а пониженная — растрескивание, — объясняет Браун. — Создание этих ящиков было по-настоящему трудной задачей. Но мы с ней прекрасно справились. По счастью, экспонаты, судя по всему, добрались на выставку в Лос-Анджелесе в хорошем состоянии». 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+