18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Старик и море слов

№38
Материал из газеты

Художник Александр Шабуров составил первое собрание сочинений уральского художника Евгения Малахина (1938–2005), более известного как старик Б.У.Кашкин

Эпиграфом к книге служит цитата из толстовского Что такое искусство?, где дан портрет художника будущего, «живущего обычной жизнью простых людей», сочиняющего «сказочки, песенки, прибаутки, загадки, шутки» и прочие «картинки». Затем следует вкладка с портретами старика Б.У.Кашкина, написанными всеми входившими в его круг, чтобы сомнений в том, кто тут толстовский художник будущего, не оставалось. Богатая иконография героя книги настраивает читателя на агиографический лад, в каковых ожиданиях он не будет обманут: вводная биографическая статья о Евгении Малахине — Б.У.Кашкине, написанная Александром Шабуровым, если и не вписывается в канон житийной литературы, то вполне отвечает задаче мифологизации. На ключевую роль Шабурова в создании канонического фольклорного образа «панк-скомороха» прямо указано в заключительной статье о поэтике Малахина — Б.У.Кашкина, принадлежащей перу покойного Валентина Блажеса, доктора филологических наук и профессора УрГУ.

Характерно, что эта единственная научная статья в сборнике написана филологом, специалистом по рабочему фольклору, остальные 500 страниц между вступлением и заключением по замыслу составителя должны убедить нас в том, что природа искусства художника Б.У.Кашкина — поэтическая, как и в случае с другим мультиинструменталистом современного искусства, Дмитрием Александровичем Приговым. Искусство это заключено не в материальном производстве: не в «фотографике» — печати с хитро обработанных негативов, не в «иконопластике» — резных дощечках-иконках с супрематическими мотивами. И даже не в раздаривавшихся всем желающим красочных лубках и помоечно-гаражном мурализме общества «Картинник», кооператива по производству примитивистской живописи на слова Б.У.Кашкина, пошедшие в народ теми самыми толстовскими шутками-прибаутками.

Напротив, оно состоит в постоянном поэтическо-перформативном жизнестроительстве, в мифотворческом порождении альтернативной художественной среды, так что, помимо фотографий и видеозаписей разнообразных акций, главным документом букашкинского искусства остаются тексты. Как получившие материальное воплощение в виде фотокниг, книжных объектов и рукописей, так и не получившие его, оставшись устным преданием в воспоминаниях Шабурова и других завсегдатаев «букашников».

Альбомная составляющая книги невелика, зато велика текстуальная, и художник (или правильнее было бы сказать «апостол-евангелист») Шабуров проделывает колоссальную текстологическую работу, вычленяя оригинальные версии из позднейших переделок и неавторских напластований, потому что, в отличие от элитарного Пригова, народный Б.У.Кашкин растворился в городском фольклоре, причем не только художественной и инженерно-технической интеллигенции.

Впрочем, сравнение с Приговым оскорбительно — если не для Б.У.Кашкина с его не приговскими, а, скорее, футуристско-обэриутскими обертонами, то для Шабурова. Его биографический очерк начинается филиппикой в адрес отечественных искусствоведов, для кого «история русского искусства второй половины XX века ни разу не выбиралась за МКАД». А завершается панорамой художественной жизни Свердловска эпохи застоя и перестройки, все фигуры которой, от «Уктусской школы» до Александра Верникова, если и не связаны с Б.У.Кашкиным напрямую, то передают сигналы на общей волне. Чудаковатость как прием, как авторская позиция и как жизненный принцип, синкретизм визуального и вербального — главные черты уральского концептуализма, сконструированного Шабуровым так, чтобы в центре его встал Малахин — Б.У.Кашкин. За рамками поисков региональной идентичности остаются многие, но они, кажется, подразумеваются.

Например, сам Александр Шабуров, ныне ассоциирующийся с группой «Синие носы» (ее последним большим проектом  был «Музей Б.У.Кашкина» на Третьей Московской биеннале), — благодаря этой книге мы прочитываем в собственном шабуровском творчестве уральский, екатеринбургский подтекст. Или же стритартист Тимофей Радя, вряд ли знакомый с Б.У.Кашкиным лично в силу возраста, но зараженный вирусом городской поэзии уральской этиологии. И если верно, что в начале уральского концептуализма было слово, то теперь оно найдено, собрано и отредактировано.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+