Более 500 лотов. От Рафаэля до де Кунинга

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

У выставленных на четыре аукциона Sotheby‘s шедевров всех эпох из собрания Альфреда Таубмана есть реальные шансы побить ценовой рекорд проданной в 2009 году на торгах Christie’s за $477 млн частной коллекции Ива Сен-Лорана

Balthus. Adolescente aux cheveux roux. Estimate $3,000,000 — 4,000,000
Balthus. Adolescente aux cheveux roux. Estimate $3,000,000 — 4,000,000

Легендарное имя владельца Sotheby’s и реформатора аукционного бизнеса как такового в заголовке — эта коллекция просто обречена на успех и рекорды. Адольф Альфред Таубман (1924–2015) — классический пример того, что американцы называют self-made man, человек, осуществивший американскую мечту. Мальчик из семьи еврейских иммигрантов, единственным богатством которой были, по словам Таубмана, любовь и вера, сложился как личность во времена Великой депрессии. И тем не менее он добился всего, в том числе $3,1 млрд на счетах. В 11 лет Таубман после школы продавал обувь в соседнем универмаге. Страдая дислексией, он с трудом поступил в Мичиганский университет на отделение искусства и архитектуры, но от мечты о художественной карьере быстро отказался; взял в банке кредит на $5 тыс., привлек отца-строителя в качестве партнера, построил магазин и сдал его в аренду. В тот же год компания Таубмана заработала первые полторы сотни тысяч долларов, и дальше ее доход только увеличивался в геометрической прогрессии. Секрет успеха Альфреда Таубмана, владельца торговых центров по всему миру и сети закусочных в Америке, — «шопинг как удовольствие». Это ему принадлежит банальная сегодня идея организации мегамоллов как центров досуга для всей семьи. И когда в 1983 году Таубман купил переживавший не лучшие времена Sotheby’s, он начал с того же. По его воспоминаниям, в то время отношение сотрудников аукционного дома к клиентам было скорее снисходительным. Таубман превратил нью-йоркский офис в место, где были рады любому клиенту, будь он мелкий дилер или арабский шейх. «Я хотел создать ощущение открытости и того, что все доступно каждому». Искусство как товар — лозунг Таубмана. Читая лекции в Гарвардской бизнес-школе, он как-то сравнил продажу картины Дега с продажей пива — кому-то это показалось цинизмом, но подход сработал. За 20 лет его руководства сложилась та культура аукционных торгов, которой славится сейчас не только Sotheby’s, но и его конкурент: рассылка коллекционерам прекрасно изданных каталогов, гарантированные выплаты продавцам, услуги страхования и хранения для покупателей, специализированные торги. Таубман же открыл филиалы в Гонконге и Монте-Карло. При нем Sotheby’s продавал драгоценности герцогини Виндзорской, коллекцию Энди Уорхола, обстановку дома Жаклин Кеннеди и провел первый аукцион современного искусства в Москве.

Коллекционировать искусство Таубман начал, как только заработанных денег стало чуть больше, чем требовала разраставшаяся семья. Однажды, еще в колледже, учитель рисования Карлос Лопес подарил Альфреду свой рисунок — первое произведение искусства в его собственности, которое до конца жизни висело на стене одного из его домов. Таубман рисовал, писал маслом, занимался скульптурой, то есть судил об искусстве изнутри и не нуждался в советчиках и кураторах коллекции. Он дружил с художниками, покупал их работы и шутил при этом, что должен это делать, поскольку мертвые художники не смогут воспользоваться его деньгами. Однако старое искусство он любил и ценил не меньше. Его коллекция эклектична, как почти у любого собирателя, который наполняет искусством собственную жизнь, а не музей, но вкус — безупречен. Его привлекал хороший провенанс — так в коллекции появились, например, пастель Дега из собрания Амбруаза Воллара или Матисс из рук Генри Форда II. Китайский фарфор и египетские статуи, работы Шиле и Сарджента, Пикассо и Тьеполо, Климта и Дюрера — его интересовало только качество. «Коллекционирование искусства должно быть прежде всего удовольствием. Покупайте то, что любите (и можете себе позволить)», — говорил он. Последний раз Таубман участвовал в торгах импрессионистов и модернистов в феврале этого года, отметив 91-й день своего рождения, но сердечный приступ помешал ему развесить в доме новые приобретения. Теперь его коллекции прочат новый рекорд. С 2009 года самым дорогим частным собранием, проданным на открытых торгах, остается коллекция Ива Сен-Лорана, принесшая Christie’s $477 млн. У собрания Таубмана есть все шансы ее потеснить. Основная часть работ разделена между четырьмя торгами. В начале ноября продадут шедевры собрания и модернистов — блестящий портрет Модильяни, работы Пикассо, Брака, Миро, а также де Кунинга и Ротко. На 18 ноября назначены торги американским искусством с пейзажем Мартина Джонсона Хеда в лидерах. Блестящим же завершением станет январский аукцион старых мастеров, в топ-лотах которого — работы Рафаэля, Дюрера и Гейнсборо.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+