18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Более 500 лотов. От Рафаэля до де Кунинга

№38
Материал из газеты

У выставленных на четыре аукциона Sotheby‘s шедевров всех эпох из собрания Альфреда Таубмана есть реальные шансы побить ценовой рекорд проданной в 2009 году на торгах Christie’s за $477 млн частной коллекции Ива Сен-Лорана

Легендарное имя владельца Sotheby’s и реформатора аукционного бизнеса как такового в заголовке — эта коллекция просто обречена на успех и рекорды. Адольф Альфред Таубман (1924–2015) — классический пример того, что американцы называют self-made man, человек, осуществивший американскую мечту. Мальчик из семьи еврейских иммигрантов, единственным богатством которой были, по словам Таубмана, любовь и вера, сложился как личность во времена Великой депрессии. И тем не менее он добился всего, в том числе $3,1 млрд на счетах. В 11 лет Таубман после школы продавал обувь в соседнем универмаге. Страдая дислексией, он с трудом поступил в Мичиганский университет на отделение искусства и архитектуры, но от мечты о художественной карьере быстро отказался; взял в банке кредит на $5 тыс., привлек отца-строителя в качестве партнера, построил магазин и сдал его в аренду. В тот же год компания Таубмана заработала первые полторы сотни тысяч долларов, и дальше ее доход только увеличивался в геометрической прогрессии. Секрет успеха Альфреда Таубмана, владельца торговых центров по всему миру и сети закусочных в Америке, — «шопинг как удовольствие». Это ему принадлежит банальная сегодня идея организации мегамоллов как центров досуга для всей семьи. И когда в 1983 году Таубман купил переживавший не лучшие времена Sotheby’s, он начал с того же. По его воспоминаниям, в то время отношение сотрудников аукционного дома к клиентам было скорее снисходительным. Таубман превратил нью-йоркский офис в место, где были рады любому клиенту, будь он мелкий дилер или арабский шейх. «Я хотел создать ощущение открытости и того, что все доступно каждому». Искусство как товар — лозунг Таубмана. Читая лекции в Гарвардской бизнес-школе, он как-то сравнил продажу картины Дега с продажей пива — кому-то это показалось цинизмом, но подход сработал. За 20 лет его руководства сложилась та культура аукционных торгов, которой славится сейчас не только Sotheby’s, но и его конкурент: рассылка коллекционерам прекрасно изданных каталогов, гарантированные выплаты продавцам, услуги страхования и хранения для покупателей, специализированные торги. Таубман же открыл филиалы в Гонконге и Монте-Карло. При нем Sotheby’s продавал драгоценности герцогини Виндзорской, коллекцию Энди Уорхола, обстановку дома Жаклин Кеннеди и провел первый аукцион современного искусства в Москве.

Коллекционировать искусство Таубман начал, как только заработанных денег стало чуть больше, чем требовала разраставшаяся семья. Однажды, еще в колледже, учитель рисования Карлос Лопес подарил Альфреду свой рисунок — первое произведение искусства в его собственности, которое до конца жизни висело на стене одного из его домов. Таубман рисовал, писал маслом, занимался скульптурой, то есть судил об искусстве изнутри и не нуждался в советчиках и кураторах коллекции. Он дружил с художниками, покупал их работы и шутил при этом, что должен это делать, поскольку мертвые художники не смогут воспользоваться его деньгами. Однако старое искусство он любил и ценил не меньше. Его коллекция эклектична, как почти у любого собирателя, который наполняет искусством собственную жизнь, а не музей, но вкус — безупречен. Его привлекал хороший провенанс — так в коллекции появились, например, пастель Дега из собрания Амбруаза Воллара или Матисс из рук Генри Форда II. Китайский фарфор и египетские статуи, работы Шиле и Сарджента, Пикассо и Тьеполо, Климта и Дюрера — его интересовало только качество. «Коллекционирование искусства должно быть прежде всего удовольствием. Покупайте то, что любите (и можете себе позволить)», — говорил он. Последний раз Таубман участвовал в торгах импрессионистов и модернистов в феврале этого года, отметив 91-й день своего рождения, но сердечный приступ помешал ему развесить в доме новые приобретения. Теперь его коллекции прочат новый рекорд. С 2009 года самым дорогим частным собранием, проданным на открытых торгах, остается коллекция Ива Сен-Лорана, принесшая Christie’s $477 млн. У собрания Таубмана есть все шансы ее потеснить. Основная часть работ разделена между четырьмя торгами. В начале ноября продадут шедевры собрания и модернистов — блестящий портрет Модильяни, работы Пикассо, Брака, Миро, а также де Кунинга и Ротко. На 18 ноября назначены торги американским искусством с пейзажем Мартина Джонсона Хеда в лидерах. Блестящим же завершением станет январский аукцион старых мастеров, в топ-лотах которого — работы Рафаэля, Дюрера и Гейнсборо.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+