18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Странно, но факт: работы Бойса из войлока и жира оказались долговечными

№37
Материал из газеты

С нестандартными материалами можно и не бороться

Вот уже 20 лет как Войлочный костюм (1970) Йозефа Бойса в лондоской галерее Тейт находится в состоянии неопределенности: не будучи частью основного собрания, это произведение, а точнее, то, что от него осталось, продолжает жить в архиве. Предполагалось, что он должен находиться в безу­пречном состоянии, без следов носки. «К сожалению, это полная утрата», — писал в 1994 году личный секретарь художника Хайнер Бастиан директору Тейт Николасу Сероте. Виной тому стала моль, съевшая самый знаменитый мультипль Бойса. Невзирая на старания музея спасти костюм, после консультации с вдовой художника в 1995 году в Тейт решили вывести его из инвентаря и поместить в архив. Несмотря на печальный опыт Тейт, произведения Бойса находятся в лучшем состоянии, чем многие предполагают, в чем есть определенная заслуга художника. Реставратор из Музея Соломона Гуггенхайма Натан Оттерзон рассказывает: использование Бойсом войлока и жира привело к тому, что его произведения стали несправедливо считать проблемными.

«Те, кто был знаком с Бойсом, знают: он использовал важные для себя материалы, и, хотя изначально предполагалось, что некоторые из них будут деградировать, он выбирал такие, чьим старением можно управлять», — говорит Оттерзон.
Произведения, содержащие жир (как правило, бычий), Бойс укреплял, смешивая его с воском. «Это делалось для того, чтобы уберечь жир от разложения и сделать его устойчивым к воздействию биологических факторов», — объясняет Оттерзон. Мясные продукты Бойс подвергал особой обработке, но, несмотря на это, по словам реставратора, со свиным рулетом из коллекции Музея Гуггенхайма произошло «некоторое разжижение», что видно по пятну на витрине.

Оттерзон не разделяет опасений коллег насчет транспортировки произведений Бойса. За 15 лет, что он проработал в музее, все они передавались на выставки. «Безусловно, это не самые хрупкие инсталляции из того, что мне приходилось транспортировать, — уверен он. — Мы перевозим самые безумные вещи. Я занимался доставкой алтарей из Бразилии, отправлял гипсовые скульптуры Пикассо, вылепленные на каркасе из сломанных ручек от веников, и свежезаржавленные куски стали, покрывающиеся царапинами от одного взгляда на них. Я не говорю, что наследие Бойса беспроблемно, но и не стал бы относить его к числу самых сложных вещей, которые мне случалось перевозить». «Важно осматривать редко перемещающиеся объекты», — замечает реставратор Вернер Мюллер. После атаки моли войлочные объекты из Пожарища II (1978–1979) Бойса помещены в кислородную камеру, а когда Мюллер работал в музее К21 Дюссельдорфа, он занимался обработкой животного меха из витрины Палаццо Регале (1985).

После инцидента в Тейт нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) продолжает выставлять свой Войлочный костюм (1970), однако реставратор скульптуры Линда Зихерман сократила время его экспонирования втрое — с 18 до 6 месяцев каждые два-три года, поскольку, «чем дольше он находится в экспозиции, тем выше шансы, что в нем заведется моль». Она обрабатывает произведение средствами от паразитов накануне выноса в залы и перед возвращением в запасники.

И все же проблемы есть. Такие материалы проблематичны при упаковке. Немного растительного материала почти всегда остается в емкостях, в которые они упаковываются для перевозки, а такие мягкие субстанции, как шоколад и жир, могут деформироваться.

Так, картонная коробка Жировойлочной скульптуры в МоМА размякла, когда жир впитался в картон. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+