18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: блеск и нищета проституток

В Музее Орсе — выставка «Блеск и нищета». Для тех, кто забыл Бальзака, уточнение: «Образы проституции. 1850–1910».

Для них же начало выставки украшено цитатой из «Блеска и нищеты куртизанок»: «Проституция и воровство — живой протест, мужской и женский, состояния естественного против состояния общественного». К цитате подобрана картина 1892 года «На бульваре» («Парижанка»), изображающая женщину в вуалетке в толпе посреди улицы. Она чуть приподнимает край юбки, что позволяет увидеть ее ботинки. Не думаю, что кураторы решили, будто художник Луи Вальта изобразил именно проститутку, а сидящий у ее ног господин в котелке, должно быть, вор. Но вместе с Бальзаком тень подозрения на персонажей им бросить удалось.

Да и во всех следующих залах любая невинная сцена с женщиной и мужчиной в городе, свидание, флирт или просто взгляд из-под вуали заранее записаны в тему. Целая подборка рассказывает о мидинетках и гризетках, девушках, которым не хватало до получки и которые были иногда не прочь, как говорится во Франции, «округлить конец месяца» с помощью собственного тела. На то есть, конечно, карикатура Феликса Валлоттона, где двух рабочих девчат у ювелирной лавки подкарауливает богач со словами: «Хотите эту красивую брошь?», но опять же и она не доказывает, что у девушек, кроме своей профессии, есть и древнейшая. Вот у Джеймса Тиссо в «Девушке из магазина» (1882–1885) молодая приказчица переглядывается с мужчиной, смотрящим на нее с улицы. Выставлена ли она напоказ подобно манекену в витрине? Можно ли ее купить, как лежащую на прилавке шаль? Или это просто взгляд, за который денег не берут?

Как бы то ни было, в рамках названия выставки все обретает предосудительность. Вроде «Женщины в коляске» (1889) Луи Анкетена, что нюхает цветок и смотрит вокруг, — французский вариант «Незнакомки» Ивана Крамского. Тут понимаешь, что, размести в Орсе любую французскую классику — «Бар в Фоли-Бержер» или «Лодочников из Аржантея», — начнешь раздумывать: кого себе выбирает в толпе барменша перед зеркалом и с кем это собрались за столом лодочники? Да хоть безлюдный «Лесной пейзаж» Сезанна — а не спрятались ли за деревом проститутки?

Это первый звоночек по поводу того, что выставка, от которой ты ждал бальзаковской афористичности и жесткости, оборачивается некоторой приблизительностью и даже, неловко сказать, некоторым занудством. Странная идея того, что все женщины в Париже — проститутки, подчеркнута цитатой из Максима Дюкана: «Мы не знаем, кто это, порядочные женщины, одетые, как девки, или девки, одетые, как порядочные женщины». Не знаем, но это же не повод, чтобы подозревать решительно всех.

О том же и темы залов. «Париж — столица удовольствий». Сплошной канкан, роман и кафешантан. Вот у Анри Тулуз-Лотрека во «Флирте» англичанин в Мулен-Руж очень уж вызывающе смотрит на женщину, а у Джованни Больдини в «Сцене праздника в Фоли-Бержер» мужчины с женщинами предаются прямо-таки оргии, а именно сидят и любезничают за столами, уставленными бутылками, а одна особенно соблазнительная дамочка даже выступает с голой рукой, сняв с нее высокую перчатку. На месте Больдини я был бы менее строг к моим собутыльницам.

Женщина, которая в одиночестве сидит в кафе за выпивкой, видимо, априори считается пропащей. Будь то Агостина Сeгатори в «Тамбурине» за кружкой пива с портрета Винсента Ван Гога, или любительница абсента (1875–1876) у Эдгара Дега, или поклонница фруктовой водки в «Сливовице» (1878) Эдуарда Мане.

Нас продолжают забрасывать цитатами — и вот новый бытописатель нравов утверждает: «Где начинается проституция и где она кончается, никто не знает», рекомендуя в парадных возле табличек указывать цену, в которую обходятся хозяйки этого дома. Когда мы наконец поверили, что на рубеже веков не было во Франции иной женской доли, нас зовут на огонек. А именно в зал, посвященный «Газовому свету», ведь Париж был назван городом света не только за просвещение, но за освещение. Это игра теней, которая начинается на улице под фонарем с «Женщины в ночи» Теофиля-Александра Стейнлена и завершается в «Отеле» Жан-Луи Форена.

И наконец, мы переходим от подозрений к реальности — к жизни знаменитых куртизанок вроде маркизы Паивы или Прекрасной Отеро и к публичным домам, разрешенным в 1804 году — с целью обуздания зла, поставленного под полицейский контроль. Здесь выставлены графические серии Дега, в которых обнаженным обитательницам борделей противопоставлен тщательно и смехотворно упакованный клиент. Может быть потому, что мужская нагота была под еще большим запретом, чем женская. О чем отчасти свидетельствует выставленный в витрине полицейский «Реестр педерастов» — бухгалтерский гроссбух с подробным списком замеченных в гомосексуализме парижан.

Обитательниц домов терпимости показывают, скорее, с издевкой. Будь то портрет хозяйки, персонажа песенки Беранже «Мадам Грегуар», работы Гюстава Курбе 1855 года или изображения самих служительниц культа. Но ведь не случайно в этих храмах примитивных страстей сами собой воспроизводятся классические сюжеты вроде «Клиента» Жан-Луи Форена, отсылающего нас к трем грациям и суду Париса, или «Современной Олимпии» Поля Сезанна, почти карикатуры, где сцена из «Олимпии» Мане, которую критика называла проституткой, перенесена в бордель.

В большом зале с красными стенами выстроена каре огромная скамья вроде тех, на которых скучали в ожидании клиентов мадемуазели. С некоторой опаской смотришь на посетительниц, садящихся на эту скамью из красного плюша. В середине под стеклом разложены визитные карточки-рекламки. Тут и «Мадам Леблан, дипломированная массажистка», и никуда не девающиеся от века к веку «русские красавицы». На визитках нет ни телефонов, ни интернет-сайтов, а только адреса и «звонить три раза» — дикость и варварство. Тут же пачка презервативов (как они уцелели с XIX века?), фотографический каталог проституток, плеть для острых впечатлений и еще более острый стилет, так называемый pique-couilles, который девушки носили с собой на случай встречи в Джеком-потрошителем.

Есть здесь недавно виденная на выставке в Пти-пале «кушеткa cладострастия», помесь кресла-качалки и гинекологического кресла, которое принц Уэльский, будущий король Эдуард VII, заказал для парижского борделя. И не менее удивительная кровать знаменитой Паивы с расписанной красотами спинкой, которую так и ждут в любом современном салоне испанской мебели. Когда же для полноты картины нам бесконечно показывают снимки венерических больных, полицейские обезьянники и работные дома, выставка окончательно отрывается от истории искусств и уходит в историю нравов.

В два зала за красную занавеску не пускают до 18 лет (впрочем, никто при мне паспортов не проверял). Это эротические съемки того времени и даже кино, которое публика смотрит не без интереса, как в «Иллюзионе». Мне же это показалось странным. Дело не в том, что в государственном художественном музее показывают порнографические фильмы, не будем ханжами, а в том, что делают это на выставке про проституцию. Как будто бы при слове «проституция» мы до этого представляли себе тихую одинокую молитву.

В этом проблема выставки: взяв тему, кураторы страшно ею увлеклись. Искусство и проституция поменялись местами, комментарий стал текстом. И только последние залы с прекрасными ван Донгеном, Тулуз-Лотреком и Пикассо напоминают снова о том, что мы в художественном музее и, заплатив за билет, пришли смотреть не на проституток — это не поздно сделать в других местах, — а на женщин глазами художников. Кстати, вот вам отличный заголовок одной из французских газет: «Проституция в Орсе, за раз — €11».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+