18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Угроза Зарядью — пока в макете

Угроза последним историческим зданиям в Зарядье, о которой уже сообщала TANR, становится все реальнее.

На только что завершившем свою работу Московском урбанистическом форуме был представлен проект многофункционального комплекса c гостиницей, который собираются возвести по адресу: ул. Варварка, д. 14. Сегодня по этому адресу еще стоят последние здания, сохранившиеся от исторического Зарядья: одно офисное, объединившее дома страхового общества «Якорь» и товарищества «Проводник» (оба проходят под № 14, строение 1), и бывший доходный дом Персица (строение 2). Предъявленный на форуме макет будущего комплекса не оставляет иллюзий: оба строения собираются уничтожить.

Сохранить — частично — инвестор Дмитрий Шумков и авторы проекта (ТПО «Резерв») предполагают лишь фасады, за которыми на макете видны новые стены. Ракурс, с которого они предлагают взглянуть на будущую застройку, выбран максимально невыгодным для старых зданий. Но даже на этом макете видно, как подавляет гигантский объект стоящие по соседству памятники — древнейшие церкви и палаты.

В подтверждение масштабов грядущей стройки общественное движение «Архнадзор», сделавшее по этому поводу заявление, ссылается на утвержденный еще 21 сентября 2015 года градостроительный план участка. По плану площадь нового объекта, если суммировать все этажи, составит 50 тыс. кв. м — это в два с лишним раза больше суммарной поэтажной площади старых зданий.

Оба они не признаны памятниками, однако имеют статус — и TANR об этом писала — исторически ценных градоформирующих объектов (ЦГФО). «Архнадзор» указывает, что 25 сентября 2015 года вступило в силу «Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Пункт 9 документа содержит конкретное требование — «сохранение градостроительных (планировочных, типологических, масштабных) характеристик историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех ЦГФО» в границах охранной зоны.

Перед нами буферная зона объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Московский Кремль» и охранная зона ансамбля федерального значения, здесь допускается только регенерация (восстановление) «традиционных характеристик ценной градостроительной среды», как сказано в федеральном законе еще 1997 года. На смену старому закону должен прийти новый, но суть от этого не изменится. Проект приказа «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения „Московский Кремль“…», который обсуждался в начале 2015 года, опять же предписывает сохранение ЦГФО. Причем судьба домов на Варварке обсуждалась отдельно, и на федеральном уровне было принято решение их сохранить. Мосгорнаследие, при участии которого, кстати, и проводился архитектурный конкурс на проект застройки, смотрит на нарушение сквозь пальцы и разрешает «реконструкцию существующих исторических зданий с их частичной разборкой».

Поскольку федеральный закон первичен по отношению к закону местному, очевидно, что, пока приказ Министерства культуры РФ проходит необходимые формальности и стадии утверждения, застройщик торопится осуществить свои планы. И возвести в кратчайшие сроки комплекс, в котором должна разместиться гостиница международной отельной сети Mandarin Oriental.

Случится ли это и насколько щадящим будет новое здание по отношению к исторической Москве (то есть будет ли реализован существующий проект), пока неясно. Молчит об этом и сайт Mandarin Oriental Hotel Group, на котором можно найти информацию как минимум о семи будущих и уже строящихся по всему свету резиденциях сети, но московского отеля в этом перечне еще нет.

Материалы по теме:
Что останется за стеной
Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+