18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Из фондов Третьяковской галереи

№37
Материал из газеты

Выставка в серии «ГТГ открывает свои запасники» уникальна по многим причинам:графика Казимира Малевича известна меньше живописи и показывают ее реже, особенно в окружении работ учеников

Выставка Под знаком Малевича (23 октября — 14 февраля) демонстрирует работы Казимира Малевича и художников его круга и ставит акцент на графике из фондов Третьяковской галереи. Рисунки и печатная графика Малевича репродуцируются значительно реже, нежели прославившая его живопись. По правилам музейного хранения рисунки не могут постоянно демонстрироваться в залах. Многим произведениям малоизвестных учеников и последователей Малевича не находится места в изданиях; но даже опубликованные или выставленные, они нередко оказываются вне контекста — малевичевского влияния и соседства друг с другом, тем самым утрачивая эффект стилевого единства как свидетельства принадлежности к единой школе. Это значит, что выставка предоставляет возможность оценить Малевича в кругу его учеников. 

Татьяна Горячева
Искусствовед, специалист по русскому авангарду, куратор выставки

В первую очередь это работы мастеров, которые вошли в художественное общество «Супремус», организованное Малевичем в 1916 году: Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Иван Клюн, Вера Пестель, Любовь Попова и другие, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму.

Однако возможность основать настоящую «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и учредив группу «Уновис», существовавшую в 1919−1922 годах. Среди них — Эль Лисицкий, взявший на себя разработку концепции объемного супрематизма и в дальнейшем ставший заметным теоретиком нового искусства; Николай Суетин и Илья Чашник, ближайшие соратники Малевича и самые талантливые его последователи; Вера Ермолаева, поставившая в 1920 году спектакль Победа над Солнцем; Нина Коган, преданная и влюбленная в Малевича ученица, автор уникальной витебской постановки Супрематический балет.

В выставку не вошла графика учеников и соратников Малевича, лежащая за пределами периода тесного сотрудничества с ним и его прямого влияния. Это касается прежде всего Лисицкого: большое количество его рисунков и литографий, хранящихся в Третьяковской галерее, создано либо до знакомства с Малевичем, либо относится ко времени уже практически независимого от него творчества. Поэтому в альбоме воспроизведены только те его листы, которые непосредственно связаны с полученным от Малевича импульсом супрематизма.

Учеников, присоединившихся к малевичевскому кругу в Петрограде в период работы художника в Гинхуке, представляет только Константин Рождественский.

В 1921 году витебский ученик Малевича Юдин записал в дневнике: «Очень важно, чем окружаешь себя, и показательно, так как это тоже есть твое выявление и так как проявление зависит от движения внутреннего, так и проявление влияет на последнее. Заставить члена Уновиса жить в Третьяковской галерее». Тогда для 18-летнего художника это был лишь мысленный эксперимент, творческая задача — включить супрематизм в общую картину истории искусства, добиться такого уровня своих работ, чтобы окружение эталонных музейных образцов зрительно не отторгало авангардную систему. Мечта Юдина осуществилась. Ныне работы учеников Малевича по праву занимают заслуженное место в коллекции и экспозиции Третьяковской галереи.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+