Комната Липшица

Дмитрий ОзерковЗаведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа
Дмитрий ОзерковЗаведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа

Несколько лет назад мы придумали проект комнат современных художников в Главном штабе. Идея лежала на поверхности: в Эрмитаже исторически есть постоянные «залы художников» — Юбера Робера, Каспара Давида Фридриха, Анри Матисса, Пабло Пикассо… Когда решили, что весь «третий этаж» переезжает в Главный штаб, показалось, что тему залов следует продолжить на современном материале. Мы придумали сделать небольшие, около 100 кв. м, комнаты интернационально значимых мастеров, опиравшихся в своем творчестве на русский авангард, колыбель которого — Петербург.

Один почти готовый зал уже был — кабаковский. В 2004 году, когда Илья Кабаков вернулся в Россию, его первая выставка состоялась в пространствах еще мало обжитого Восточного крыла Главного штаба. Тогда, в добавок к привезенным из Америки работам, две инсталляции он построил на месте: Шкаф и Туалет, — и они остались в коллекции. Десять лет спустя мы перенесли их на новое место. Для этого потребовалась супердетальная фиксация тотальной инсталляции. С этим помог отдел археологии Эрмитажа, привыкший с точностью до миллиметра описывать и фиксировать устройство материальной реальности.

Первой специально задуманной и торжественно открытой стала комната Пригова. В ней под наблюдением приговского фонда мы построили Инсталляцию с именами художников. А на оставленной пустой стене стали демонстрировать рисунки Дмитрия Пригова, переданные в музей в 2011 году. К открытию комнаты приурочили фестиваль с постановкой оперы Два акта. Во время Manifesta на этой стене висел Черный квадрат Казимира Малевича. Куратор Каспер Кёниг решил, что ничто лучше не впишется в черно-белую гамму приговского зала ни по пластике, ни по смыслу.

Главным событием августа 2015 года стало открытие новой комнаты — Жака Липшица (1891–1973). Первая в анфиладе комнат, по логике экспозиции она стала переходным звеном, маркирующим движение от дореволюционных работ Матисса и Пикассо к залам современности. Липшиц входит в обе исторические эпохи XX века, до- и послевоенную. Эмигрировав из фашистской Европы зрелым художником, он стал частью американской арт-сцены.

Работы Липшица мы получили в дар от фонда художника при поддержке «Американских друзей Эрмитажа». Удалось получить в коллекцию не поздние отливки, во множестве расставленные по городам мира, а уникальные гипсовые оригиналы, созданные руками самого скульптора. По ним в эрмитажной комнате можно проследить эволюцию творчества Липшица: от ключевой для 1930-х Битвы Иакова с ангелом, говорящей на рубленом пластическом языке предвоенной Европы, до гигантского бюста Джона Кеннеди середины 1960-х, возвышающегося римским колоссом. Отдельное место занимают рисунки: эскизы к Радости Орфея (1936), Спасение (1947), Похищение Европы (ок. 1969–1972). Они позволяют следить за развитием пластической мысли великого скульптора.

Формат комнаты художника старообразен: что может быть примитивнее и несовременнее? Проект «мир художника» угас вместе с модернизмом. Сегодняшнему зрителю подавай сложный кураторский концепт и новое видение старых мастеров. Вместе с тем этот формат наиболее удобен для прямого и простого контакта с искусством. В постоянной экспозиции куратор должен быть незаметен. Плохо, если зритель не может о нем забыть… Постоянные комнаты современного искусства должны создавать художественную среду определенного тембра, свойственного материалу, а не его интерпретации. Только тогда окажется возможным увидеть в нем нерушимую связь искусства XX века с русским авангардом.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
4
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
5
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
«Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина сняли с Sotheby’s, однако другие работы ушли по £1 млн, включая «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского, который предварительно был оценен в £280–350 тыс.
30.11.2021
Натюрморт Петрова-Водкина создал интригу на Sotheby’s
6
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
Художник был привлечен к административной ответственности за уличные интервенции. По его словам, проектом «Опрозрачивание» он занимается более десяти лет, но прежде подобных ситуаций не возникало
07.12.2021
Кирилла Кто судили за глаза, вырезанные на ограждениях стройплощадок Москвы
7
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+