18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Абунданция не покинула Антикварный салон

Римская богиня изобилия на каминных часах и другие интересные экспонаты антикварной ярмарки в ЦДХ

Фото: antiquesalon.ru
Фото: antiquesalon.ru

Этой осенью участниками XXXIX Российского антикварного салона, который проходит в Москве в Центральном доме художника с 17 по 25 октября, стали около 200 галерей и частных коллекционеров. Цифра оптимистическая: хотя к показателям прошлой осени по количеству участников (220 стендов) Салон еще не вернулся, но активность антикваров ощутимо выросла по сравнению с весенним Салоном этого года — тогда выставлялись около 160 экспонентов.

На специальной экспозиции Салона — ценимая публикой традиция ярмарки — сияние золоченой и строгость патинированной бронзы раскрывают тему выставки «Античные образы в старинных часах XVIII–XIX веков». Около 50 каминных часов, украшенных декоративной бронзовой скульптурой, будят воспоминания об изобилии конца 1990-х — начала 2000-х годов, когда «экспозиции» такого объема и качества можно было увидеть (и купить за умеренные деньги) в антикварных магазинах двух столиц. Сегодня на Салоне каминные часы — из частных коллекций (в том числе от галерей «Серебряный ряд» и «На Патриарших»). Среди фигур, украшающих часы, — Абунданция, римская богиня изобилия, и Пруденция, богиня благоразумия, богиня Диана с собакой и добытой на охоте уткой, Ясон с золотым руном и другие популярные персонажи античной мифологии.

География Антикварного салона особых изменений не претерпела, только перед входом в ВИП-зону расширилось пространство Suslov Fine Art. Галерея, традиционно представляющая искусство XIX — начала ХХ века, теперь проявляет интерес к дизайну более позднего времени. Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в диапазоне 75–750 тыс. руб., а мебельные гарнитуры и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х годов (датский дизайн) стоят от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за обеденный гарнитур.

В галерее Transatlantique, постоянно работающей с ар-деко, сразу привлекает внимание бар 1940-х годов из дерева сикомор — большой, функциональный, сияющий золотисто-медовым цветом с накладками из золоченой бронзы (€15 тыс.).

Галереи, представляющие русское искусство конца XVIII — начала XIX веков, — на своих местах. В коллекции «Русской усадьбы» прелестная акварель «Футбол на Сенатской площади» (как раз рубежа веков) немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника жители Санкт-Петербурга заняты игрой в мяч (300 тыс. руб.). У «Русских сезонов» — прекрасная подборка портретов членов русской императорской фамилии (из собрания владельца галереи Владимира Лебедева), в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти Джорджа Доу, портреты Петра I и Петра II, Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста Лампи, акварели Владимира Гау и портретные миниатюры (цены на работы Доу и Лампи — $150–200 тыс., Гау — $30–80 тыс.).

В cалоне «Грибоедовский» можно обнаружить своеобразное продолжение спецпроекта, посвященного часам: только тут отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века продаются ($20–30 тыс.). Здесь же два огромных конных портрета римских императоров (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера). Портреты входили в серию из 12 изображений императоров; сегодня на Салоне — Веспасиан и Калигула.

Явно видно, что на Антикварном салоне усилились позиции соцреализма, который все чаще появляется по соседству с иконами и салонной живописью даже в ВИП-зоне. Галерея Леонида Шишкина (вернувшаяся после долгого отсутствия), «Совком» и галерея «Форма» шпалерной развеской своих работ заняли обширное пространство. Галерея Леонида Шишкина представляет и ставшее знаменитым полотно Александра Герасимова «Стадо» (из коллекции владельца галереи), на котором эксперты под верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, пасущимся под безоблачным небом обнаружили изображения Сталина и Ворошилова, созерцающих одну из кремлевских башен. В результате реставрационных работ изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, и теперь они очень символично соседствуют на холсте с бережно сохраненным колхозным стадом.

А в салоне «Империя» никак не пройти мимо экспрессивного полотна «Разгром Колчака в Сибири» (1963, $25 тыс.), на котором белогвардейцы, среди которых испуганная элегантная дама в шляпке и драгоценностях, пытаются скрыться от стремительно приближающейся красной конницы. Автор картины — классик ленинианы Юрий Виноградов, чью картину «Выступление В.И.Ленина на II съезде РСДРП» сразу вспомнят ученики советских школ и коллекционеры советских марок (на которых она неоднократно воспроизводилась).

На границе ВИП-зоны можно обнаружить экспозицию «Шедевры из коллекции Международной конфедерации союзов художников» с «Юным конструктором» Александра Дейнеки (выставлялась на Sotheby’s летом 2014 года с эстимейтом £2–3 млн), с работой Георгия Нисского «Над озерами» (1972) — с рассекающим пространство самолетом, с хрестоматийным «Рождением новой планеты» Константина Юона, картинами Виктора Попкова и Юрия Пименова.

В галерее «Элизиум» — художественная жизнь «третьего центра авангарда», в который превратился Тифлис в 1918–1920 годах, когда туда, спасаясь от революционных потрясений, перебрались многие художники. «Город» Кирилла Зданевича (бумага, тушь, перо), написанный в это время, оценен в $25 тыс. Среди работ русских авангардистов первой трети ХХ века в коллекции «Элизиума» — «Натурщица с вазой фруктов» Ильи Машкова (1910, $25 тыс.) и эскиз уличного оформления театра Зимина (Столяр и Жестянщик) к первой годовщине Октябрьской революции Александра Осьмеркина.

В разделе старого европейского искусства сильно выступила Old Masters Gallery с великолепными нидерландскими натюрмортами XVII века, среди которых «Цветочный натюрморт с ракушками» Балтасара ван дер Аста, «Натюрморт с ветчиной, корзиной фруктов, золотым кубком и бокалом вина на столе» Йориса ван Сона и исключительно насыщенный «Натюрморт с убитой дичью, зайцем, лобстером и корзиной фруктов на столе» Франса Снейдерса — а ведь в этом подробном названии еще не указана присутствующая на картине вполне живая белка и целеустремленный черный кот, просовывающий морду к лобстеру. Среди сюжетных работ в Old Masters Gallery — две работы Давида Тенирса «Курильщики в таверне» и «Чудесный улов».

Радует разнообразием предложение декоративно-прикладного искусства. В «Антиквариуме» солидная (около 70 фигур) коллекция раскрашенной венской бронзы кабинетного формата — разнообразные ориентальные сцены и фигуры-кунштюки с эротическими фигурками ($3–300 тыс.). В частной коллекции «Русский проект» — коллекция мебели и предметов интерьера русского модерна по эскизам Малютина и Рериха, а в другой частной коллекции — солидное собрание самоваров Российской империи. Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но впечатляющий стенд с большой работой Исаака Левитана «Волга. Тихий день» ($3 млн) и натюрмортом Константина Коровина (букет роз оценен в $2 млн).

Частных коллекционеров среди участников на этом Антикварном салоне немногим более 10%, но их присутствие становится все заметнее. Будут ли коллекционеры просто использовать его как удобную площадку для расширения контактов и ротации коллекции или будут наравне с галеристами делать тематические экспозиции — в любом случае это один из хороших путей к оживлению отечественного антикварного рынка.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Главные выставки лета
Инсталляции Кабакова, приобретения Екатерины Великой, кураторские проекты главной галеристки русского авангарда и многое другое в нашем списке самых интересных выставок этого лета
07.06.2023
Главные выставки лета
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+