18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Абунданция не покинула Антикварный салон

Римская богиня изобилия на каминных часах и другие интересные экспонаты антикварной ярмарки в ЦДХ

Этой осенью участниками XXXIX Российского антикварного салона, который проходит в Москве в Центральном доме художника с 17 по 25 октября, стали около 200 галерей и частных коллекционеров. Цифра оптимистическая: хотя к показателям прошлой осени по количеству участников (220 стендов) Салон еще не вернулся, но активность антикваров ощутимо выросла по сравнению с весенним Салоном этого года — тогда выставлялись около 160 экспонентов.

На специальной экспозиции Салона — ценимая публикой традиция ярмарки — сияние золоченой и строгость патинированной бронзы раскрывают тему выставки «Античные образы в старинных часах XVIII–XIX веков». Около 50 каминных часов, украшенных декоративной бронзовой скульптурой, будят воспоминания об изобилии конца 1990-х — начала 2000-х годов, когда «экспозиции» такого объема и качества можно было увидеть (и купить за умеренные деньги) в антикварных магазинах двух столиц. Сегодня на Салоне каминные часы — из частных коллекций (в том числе от галерей «Серебряный ряд» и «На Патриарших»). Среди фигур, украшающих часы, — Абунданция, римская богиня изобилия, и Пруденция, богиня благоразумия, богиня Диана с собакой и добытой на охоте уткой, Ясон с золотым руном и другие популярные персонажи античной мифологии.

География Антикварного салона особых изменений не претерпела, только перед входом в ВИП-зону расширилось пространство Suslov Fine Art. Галерея, традиционно представляющая искусство XIX — начала ХХ века, теперь проявляет интерес к дизайну более позднего времени. Кабинетная скульптура ар-деко здесь оценивается в диапазоне 75–750 тыс. руб., а мебельные гарнитуры и предметы интерьера модернизма 1950–1960-х годов (датский дизайн) стоят от 100 тыс. руб. за торшер до 2,5 млн руб. за обеденный гарнитур.

В галерее Transatlantique, постоянно работающей с ар-деко, сразу привлекает внимание бар 1940-х годов из дерева сикомор — большой, функциональный, сияющий золотисто-медовым цветом с накладками из золоченой бронзы (€15 тыс.).

Галереи, представляющие русское искусство конца XVIII — начала XIX веков, — на своих местах. В коллекции «Русской усадьбы» прелестная акварель «Футбол на Сенатской площади» (как раз рубежа веков) немецкого художника Христиана Готфрида Генриха Гейслера, где на фоне Медного всадника жители Санкт-Петербурга заняты игрой в мяч (300 тыс. руб.). У «Русских сезонов» — прекрасная подборка портретов членов русской императорской фамилии (из собрания владельца галереи Владимира Лебедева), в том числе портрет императрицы Марии Федоровны кисти Джорджа Доу, портреты Петра I и Петра II, Александра I, Николая I и Александра III, а также портрет работы Иоганна Батиста Лампи, акварели Владимира Гау и портретные миниатюры (цены на работы Доу и Лампи — $150–200 тыс., Гау — $30–80 тыс.).

В cалоне «Грибоедовский» можно обнаружить своеобразное продолжение спецпроекта, посвященного часам: только тут отличные каминные часы с бронзовыми фигурами начала XIX века продаются ($20–30 тыс.). Здесь же два огромных конных портрета римских императоров (Германия, середина XVII века, мастерская Штефана Кесслера). Портреты входили в серию из 12 изображений императоров; сегодня на Салоне — Веспасиан и Калигула.

Явно видно, что на Антикварном салоне усилились позиции соцреализма, который все чаще появляется по соседству с иконами и салонной живописью даже в ВИП-зоне. Галерея Леонида Шишкина (вернувшаяся после долгого отсутствия), «Совком» и галерея «Форма» шпалерной развеской своих работ заняли обширное пространство. Галерея Леонида Шишкина представляет и ставшее знаменитым полотно Александра Герасимова «Стадо» (из коллекции владельца галереи), на котором эксперты под верхним красочным слоем с прекрасными стадом коров, пасущимся под безоблачным небом обнаружили изображения Сталина и Ворошилова, созерцающих одну из кремлевских башен. В результате реставрационных работ изображения руководителей партии и правительства были раскрыты, и теперь они очень символично соседствуют на холсте с бережно сохраненным колхозным стадом.

А в салоне «Империя» никак не пройти мимо экспрессивного полотна «Разгром Колчака в Сибири» (1963, $25 тыс.), на котором белогвардейцы, среди которых испуганная элегантная дама в шляпке и драгоценностях, пытаются скрыться от стремительно приближающейся красной конницы. Автор картины — классик ленинианы Юрий Виноградов, чью картину «Выступление В.И.Ленина на II съезде РСДРП» сразу вспомнят ученики советских школ и коллекционеры советских марок (на которых она неоднократно воспроизводилась).

На границе ВИП-зоны можно обнаружить экспозицию «Шедевры из коллекции Международной конфедерации союзов художников» с «Юным конструктором» Александра Дейнеки (выставлялась на Sotheby’s летом 2014 года с эстимейтом £2–3 млн), с работой Георгия Нисского «Над озерами» (1972) — с рассекающим пространство самолетом, с хрестоматийным «Рождением новой планеты» Константина Юона, картинами Виктора Попкова и Юрия Пименова.

В галерее «Элизиум» — художественная жизнь «третьего центра авангарда», в который превратился Тифлис в 1918–1920 годах, когда туда, спасаясь от революционных потрясений, перебрались многие художники. «Город» Кирилла Зданевича (бумага, тушь, перо), написанный в это время, оценен в $25 тыс. Среди работ русских авангардистов первой трети ХХ века в коллекции «Элизиума» — «Натурщица с вазой фруктов» Ильи Машкова (1910, $25 тыс.) и эскиз уличного оформления театра Зимина (Столяр и Жестянщик) к первой годовщине Октябрьской революции Александра Осьмеркина.

В разделе старого европейского искусства сильно выступила Old Masters Gallery с великолепными нидерландскими натюрмортами XVII века, среди которых «Цветочный натюрморт с ракушками» Балтасара ван дер Аста, «Натюрморт с ветчиной, корзиной фруктов, золотым кубком и бокалом вина на столе» Йориса ван Сона и исключительно насыщенный «Натюрморт с убитой дичью, зайцем, лобстером и корзиной фруктов на столе» Франса Снейдерса — а ведь в этом подробном названии еще не указана присутствующая на картине вполне живая белка и целеустремленный черный кот, просовывающий морду к лобстеру. Среди сюжетных работ в Old Masters Gallery — две работы Давида Тенирса «Курильщики в таверне» и «Чудесный улов».

Радует разнообразием предложение декоративно-прикладного искусства. В «Антиквариуме» солидная (около 70 фигур) коллекция раскрашенной венской бронзы кабинетного формата — разнообразные ориентальные сцены и фигуры-кунштюки с эротическими фигурками ($3–300 тыс.). В частной коллекции «Русский проект» — коллекция мебели и предметов интерьера русского модерна по эскизам Малютина и Рериха, а в другой частной коллекции — солидное собрание самоваров Российской империи. Еще одна московская частная коллекция выставила лаконичный, но впечатляющий стенд с большой работой Исаака Левитана «Волга. Тихий день» ($3 млн) и натюрмортом Константина Коровина (букет роз оценен в $2 млн).

Частных коллекционеров среди участников на этом Антикварном салоне немногим более 10%, но их присутствие становится все заметнее. Будут ли коллекционеры просто использовать его как удобную площадку для расширения контактов и ротации коллекции или будут наравне с галеристами делать тематические экспозиции — в любом случае это один из хороших путей к оживлению отечественного антикварного рынка.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+