18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Москвы в Рим. На дирижабле, самолетом, поездом и автомобилем

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

В итальянской столице открывается масштабная выставка советского искусства

Виктор Куделкин. Марьям Василькова - водитель автопогрузчика. Завод КамАЗ. 1979
Андрей Плотнов. До свидания, земляне! 1979
Виктор Попков. На работу
Александр Петров. Светофор. Начало 90-х
Виктор Куделкин. Марьям Василькова - водитель автопогрузчика. Завод КамАЗ. 1979
Андрей Плотнов. До свидания, земляне! 1979
Виктор Попков. На работу
Александр Петров. Светофор. Начало 90-х

В выставке на тему путешествий задействованы экспонаты не только из коллекции организатора — Института русского реалистического искусства, но и из крупнейших российских собраний, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея. Утопии русского авангарда и кинетические опыты шестидесятников останутся за скобками, в фокусе — соцреализм, «суровый стиль» и позднесоветское искусство. В начале следующего года выставка откроется в ИРРИ в Москве.

После того как авангардисты прорвали кольцо горизонта и вышли из круга вещей, следующее поколение художников уже не грезило о движении, соцреалисты были непосредственными свидетелями победы технического прогресса. Художники фиксировали, как благодаря индустриализации мир менялся на глазах. Машины вошли в жизнь обычного человека, хотя по-прежнему были окружены ореолом чуда. Эскалатор у Александра Лабаса возносил людские потоки куда-то ввысь, в поднебесье, не хуже дирижаблей. Маленький гордый самолет на картине Александра Дейнеки В воздухе покорял горный хребет. Летчик с картины Александра Самохвалова выглядит суперменом. И пусть идеализация машинерии в соцреализме была частью пропаганды, восхищение техникой все же было искренним. Суровые шестидесятники писали бескрайние пространства СССР, романтизируя геологов, нефтяников, строителей гидроэлектростанций и магистралей. Комсомольцы мчатся на велосипеде строить Братскую ГЭС на картине Виктора Попкова На работу на фоне бескрайнего горизонта Ангары. Георгий Нисский написал совершенно космический пейзаж в картине Над снегами, изображающей перелет первого Ту-104 рейсом Москва — Омск — Иркутск. Работы художников позднего СССР утратили звенящий оптимизм своих предшественников. Одни, выполняя госзаказ, «холодной кистью» создают официальные образы героев НТР, как Андрей Плотнов, написавший канонический портрет Юрия Гагарина в картине До свидания, земляне!. В работах других сквозит отчетливый скепсис по отношению к достижениям цивилизации. Светофор Александра Петрова, написанный в начале 1990-х, освещает неоновым светом серую массу советских граждан.

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+