Из Москвы в Рим. На дирижабле, самолетом, поездом и автомобилем

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

В итальянской столице открывается масштабная выставка советского искусства

Виктор Куделкин. Марьям Василькова - водитель автопогрузчика. Завод КамАЗ. 1979
Андрей Плотнов. До свидания, земляне! 1979
Виктор Попков. На работу
Александр Петров. Светофор. Начало 90-х
Виктор Куделкин. Марьям Василькова - водитель автопогрузчика. Завод КамАЗ. 1979
Андрей Плотнов. До свидания, земляне! 1979
Виктор Попков. На работу
Александр Петров. Светофор. Начало 90-х

В выставке на тему путешествий задействованы экспонаты не только из коллекции организатора — Института русского реалистического искусства, но и из крупнейших российских собраний, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея. Утопии русского авангарда и кинетические опыты шестидесятников останутся за скобками, в фокусе — соцреализм, «суровый стиль» и позднесоветское искусство. В начале следующего года выставка откроется в ИРРИ в Москве.

После того как авангардисты прорвали кольцо горизонта и вышли из круга вещей, следующее поколение художников уже не грезило о движении, соцреалисты были непосредственными свидетелями победы технического прогресса. Художники фиксировали, как благодаря индустриализации мир менялся на глазах. Машины вошли в жизнь обычного человека, хотя по-прежнему были окружены ореолом чуда. Эскалатор у Александра Лабаса возносил людские потоки куда-то ввысь, в поднебесье, не хуже дирижаблей. Маленький гордый самолет на картине Александра Дейнеки В воздухе покорял горный хребет. Летчик с картины Александра Самохвалова выглядит суперменом. И пусть идеализация машинерии в соцреализме была частью пропаганды, восхищение техникой все же было искренним. Суровые шестидесятники писали бескрайние пространства СССР, романтизируя геологов, нефтяников, строителей гидроэлектростанций и магистралей. Комсомольцы мчатся на велосипеде строить Братскую ГЭС на картине Виктора Попкова На работу на фоне бескрайнего горизонта Ангары. Георгий Нисский написал совершенно космический пейзаж в картине Над снегами, изображающей перелет первого Ту-104 рейсом Москва — Омск — Иркутск. Работы художников позднего СССР утратили звенящий оптимизм своих предшественников. Одни, выполняя госзаказ, «холодной кистью» создают официальные образы героев НТР, как Андрей Плотнов, написавший канонический портрет Юрия Гагарина в картине До свидания, земляне!. В работах других сквозит отчетливый скепсис по отношению к достижениям цивилизации. Светофор Александра Петрова, написанный в начале 1990-х, освещает неоновым светом серую массу советских граждан.

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+