18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Николай Ромадин. Последний романтик русского пейзажа

№37
Материал из газеты

На выставке в Русском музее покажут его известные и малоизвестные работы

В экспозицию вошло более 70 работ разных лет из собрания Русского музея, семьи художника и частных коллекций, в том числе фонда IN ARTIBUS. Поволжские пейзажи, Берендеев лес, лесные озера, сказочные зимние поляны — глядя на эпические пейзажи Николая Ромадина (1903–1987), трудно поверить, что он учился во Вхутемасе, главной лаборатории авангарда 1920-х. Его первыми преподавателями были Александр Древин, Роберт Фальк, Илья Машков, но своим учителем он считал не благоговевшего перед «-измами» Дмитрия Щербиновского, выпускника Императорской академии художеств, ученика Павла Чистякова и Ильи Репина. От блестящего рисовальщика Щербиновского Ромадин унаследовал безупречную точность рисунка — его живопись можно назвать ювелирной благодаря этой дисциплине, хотя, как правило, писал он без предварительного рисунка, работал точным мазком и богатой оттенками цветовой палитрой, в лучших традициях импрессионизма.

В 1930-е годы Ромадину не удалось пройти мимо соцреализма — он писал Феликса Дзержинского, клеймил интервенцию. Этот опыт оказался для художника столь травматичным, что многие работы этого периода он после уничтожил. «В 1937 году я вернулся к методу, выработанному самоучкой, — методу маленьких этюдов с натуры», — вспоминал позже Ромадин. Выбор пейзажа как главного для себя жанра стал окончательным и бесповоротным, не в последнюю очередь благодаря поддержке замечательного мастера пейзажа Николая Крымова, с которым Ромадин познакомился в 1938 году. Первая персональная выставка Ромадина-пейзажиста состоялась в 1940 году, и ее посетил другой классик — Михаил Нестеров. Его Ромадин тоже считал своим учителем в искусстве: «Частые встречи и продолжительные беседы с Нестеровым оставили во мне глубокий след. Много мудрого рассказал он мне…» Однако отшельником Ромадин не стал. Его пейзажные циклы не раз были отмечены государственными наградами. За серию картин Волга — русская река, написанную в годы войны, он получил Сталинскую премию. Однако в пристрастии Ромадина к родным осинам нет фальши. Сфокусировавшись на пейзажной живописи, он выбрал дорогу в жизни, позволившую не изменять своим идеалам и в то же время не выпасть из социальной реальности. Пейзажами Ромадина восхищался Константин Паустовский: «Его полотна — поэма о России». Художник действительно объездил всю Россию, написав немало заповедных мест, часами простаивая на солнцепеке или по колено в воде. Нынешняя ретроспектива дает возможность по-новому увидеть живопись Ромадина. Бесконечная череда меланхолически-лирических пейзажей складывается в единый образ, в каком-то смысле современный и постмодернистский: художник писал свои сюжеты в постоянном диалоге с Венециановым, Левитаном, Нестеровым, значительно расширив лексикон русского пейзажа. «Я рано понял, изучая голландцев, что если можно добиться чего-то в искусстве, то только если бить в одну точку… Я это понял, избрал пейзаж, где последующая работа продолжает задачи предыдущей и таким образом не прерывает искания», — зафиксировал он в своем дневнике. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+