18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Свет, звук и скорлупа: ярмарки готовы к эксперименту

№37
Материал из газеты

Две ведущие европейские ярмарки — FIAC в Париже и Frieze в Лондоне — привлекают публику специальными проектами и программами

Вновь ведущие европейские ярмарки современного искусства FIAC и Frieze пройдут без российских участников. Этот досадный факт, впрочем, не отменяет насыщенной программы, обязательной к изучению для каждого профессионала.

На время проведения FIAC Париж окажется колонизированным арт-проектами. Все самое главное с коммерческой точки зрения будет сосредоточено в Гран-пале, где соберется около 170 галерей из 22 стран. Не обойдется без модернизма и Пабло Пикассо: Голова мужчины 1965 года представлена на стенде новичка ярмарки — канадской Landau Fine Art. У них же продаются Женщины и птицы Жоана Миро и этюд Фернана Леже к картине Большой парад. За американской послевоенной классикой нужно отправляться на стенд нью-йоркской Matthew Marx, где представлен ярко-красный алюминиевый объект Элсуорта Келли Красные изгибы, или к Elvira Gonzales, выставляющей объект Дональда Джадда. За главными героями современного искусства надо идти в 303 Gallery, которая показывает совсем свежий, 2015 года, алюминиевый лайтбокс Дуга Эйткена, или в галерею Continua, где есть тоже совсем новая работа Ай Вэйвэя Лестница и элементы инсталляции Шилпы Гупты, которая была показана в рамках резонансной выставки My East is Your West на Венецианской биеннале нынешнего года.

Галеристам, которые готовы пожертвовать верной прибылью и дать платформу экспериментальному искусству, не забывая при этом о его коммерческом потенциале, посвящена южная галерея Гран-пале. В их числе делийская Nature Morte, открытая заметным участником художественного сообщества Ист-Виллиджа 1970-х годов Питером Надем. Надь уехал из буйного Нью-Йорка в начале 1990-х и посвятил себя не только медитации, но и коммерческому продвижению творческих экспериментов нового поколения индийских авторов.

Стоит вырваться из насыщенной образами и цветами атмосферы Гран-пале, чтобы отправиться на поиски форпостов FIAC, разбросанных по всему Парижу. Увернуться от инсталляций и перформансов будет практически невозможно. Два павильона Дэна Грэхема, который ищет симбиоз между архитектурой и ее обитателями, займут близлежащую Вандомскую площадь. В саду Тюильри вдоль посыпанных гравием дорожек вольготно разместятся огромные объекты дизайнеров братьев Бурулек, художника Ай Вэйвэя, архитектора Кенго Кума и других. Вдоль Сены будут расставлены звуковые работы, а все самые интересные саунд-произведения можно будет услышать во вновь открытом для посетителей Доме радио — огромном круглом здании, облицованном алюминием, которое появилось в Париже после Второй мировой войны. В Ботаническом саду, достойном визита и безотносительно FIAC, расположатся инсталляции, так или иначе связанные с проблемами изменения климата. На декабрь в Париже запланирован международный форум по проблемам устойчивого развития человечества, и в помощь ему FIAC проведет круглый стол, посвященный science art и путям взаимодействия искусства и науки.

Не менее разнообразна, хотя и более концентрированна, программа Frieze London. В рубрике Main здесь по-прежнему ведущие галереи из разных уголков земли: Third Line из Дубая, A Gentil Carioca из Рио-де-Жанейро, Kukje из Сеула, Project 88 из Мумбая, не говоря уже о гигантах из Западной Европы и США вроде White Cube и Gagosian. Однако организаторы не дают расслабиться, принимая каждый год на борт ярмарки новых и амбициозных участников. Круговорот галерей особенно заметен в разделе Focus, где в 2015 году сразу семь новичков с персональными выставками начинающих художников. Лондонская галерея с непретенциозным названием Sunday Painter (англ. «художник выходного дня») показывает работы Самары Скотт — 30-летней художницы из Брикстона, которая задействует в своих произведениях буквально все, что попадается под руку, включая блестящий лак для волос, пластиковые фрукты, морской песок и ореховую скорлупу. Эми Сигал, которую представляет нью-йоркская галерея Simon Preston, — более серьезная девушка. Она уже успела получить стипендию Гуггенхайма, выставиться в передовой нью-йоркской галерее Storefront for Art and Architecture и Метрополитен-музее, где показали ее видеоработу Провенанс. Художница проследила судьбу стула Пьера Жаннере, восстанавливая в обратном порядке его путешествие из офисных помещений индийского города Чандигарх через реставрационную мастерскую и аукционные залы в современный буржуазный дом.

Основной программе Frieze на галерейных стендах будет сопутствовать Projects — серия масштабных мультимедийных инсталляций, рассредоточенных по всему павильону ярмарки. Первая ожидает прямо у входа, который будет замаскирован под произведение искусства американской художницей Луц Бахер. Также на ярмарке обещают устроить бук-кроссинг, экспериментальный театр, интерактивные перформансы и, конечно, танцы в разделе Live, скрещивающем искусство и движения человеческого тела.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+