18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Три самые интересные выставки недели

Два художника Парижской школы в ГМИИ им. А.С.Пушкина, мегаскульптуры знаменитого британца Аниша Капура в Еврейском музее, искусство 1990-х в Фонде культуры «Екатерина»

Интерес к Парижской школе у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году там прошла масштабная выставка, посвященная феномену Парижской школы. Выставка же работ двух ярких ее представителей, Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968), открывает новый цикл о мастерах этого заметного явления в искусстве эпохи между двумя мировыми войнами. На выставке будет показано более 40 работ каждого мастера, которые посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: они прибыли из частных европейских собраний. Особый интерес представляют ранние и поздние работы художников, в частности малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2x3 м), работавшего в основном в камерных формах, автора, как и Фужита, изящных женских портретов. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов, когда он принял католицизм, что отразилось и на темах его произведений. На выставке также будет раздел с произведениями русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы, — «Группы 13» и ее самого яркого представителя, Татьяны Мавриной. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит куратор выставки Алексей Петухов. С 29 сентября по 29 ноября.

Аниш Капур наряду с Дэмиеном Херстом, пожалуй, самый известный сегодня британский художник. Его престижных британских и международных наград не счесть, не говоря уже о выставках на мировых арт-площадках, таких как Гран-пале в Париже, Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао, Королевская академия художеств и галерея Тейт в Лондоне. Теперь пришла очередь и Москвы, где в Еврейском музее открылась первая персональная выставка Капура Моя алая родина — по названию главного в экспозиции произведения, представляющего собой монументальную конструкцию диаметром 12 м из 25 т из кроваво-красного вазелина, который перемалывает гидравлический двигатель. Работ на выставке всего четыре, но и этого вполне достаточно, чтобы составить впечатление о творчестве знаменитого британца. «У нас показано несколько масштабных работ Аниша Капура, выполненных в характерных для него материалах и техниках, и, можно сказать, в Москве открылась пусть небольшая, но полноценная ретроспектива художника, представленная знаковыми для его творчества с 1990-х по сегодняшний день скульптурами», — говорит шеф-куратор Еврейского музея Мария Насимова. До выставки в Еврейском музее работы Капура в Россию приезжали лишь дважды — на Третью Московскую биеннале современного искусства в Музей современного искусства «Гараж» (масштабная инсталляция Push-Pull II с использованием все того же кроваво-красного воска и жира) и в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре». До 17 января.

Выставка «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986–1992», открывшаяся в Фонде культуры «Екатерина», погружает зрителя в атмосферу «лихих» 1990-х с их водоворотом художественных событий: квартирных выставок, тусовок, сквотов. Для полного эффекта присутствия в экспозицию включены, помимо самих произведений, шесть экранов, на которых крутится документальная хроника, а звуковое сопровождение воспроизводит программы радио и телевидения тех лет. Атмосфера в этом проекте действительно едва ли не самое главное. Ну и конечно, художники, группировки и легендарные выставки конца 1980-х — начала 1990-х показаны в полном объеме: Юрий Альберт, Константин и Лариса Звездочетовы, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Вадим Захаров, Олег Тистол, выставки группы КЛАВА (Клуба авангардистов) «Творческая атмосфера и художественный процесс» (1987) и «Шизокитай» (1990), выставка объединения «Эрмитаж» «Ретроспекция» (1987), выставка «Эстетические опыты» в усадьбе Кусково (1991). Большинство работ на выставке хорошо известны и уже вошли в историю постсоветского искусства. Другие с тех пор появились на публике впервые, такие как «Героям — слава» (1990) Сергея Мироненко, «Стереоскопия в живописи невозможна» (1988) и диптих «Двери» (1988) Сергея Волкова, «Красный, желтый, синий» (1987) Юрия Альберта. До 13 декабря.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+