18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Два художника Парижской школы в ГМИИ им. А.С.Пушкина, мегаскульптуры знаменитого британца Аниша Капура в Еврейском музее, искусство 1990-х в Фонде культуры «Екатерина»

Интерес к Парижской школе у Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина давний. В 2011 году там прошла масштабная выставка, посвященная феномену Парижской школы. Выставка же работ двух ярких ее представителей, Жюля Паскина (1885–1930) и Леонара Фужиты (1886–1968), открывает новый цикл о мастерах этого заметного явления в искусстве эпохи между двумя мировыми войнами. На выставке будет показано более 40 работ каждого мастера, которые посетители вряд ли смогут увидеть где-либо еще: они прибыли из частных европейских собраний. Особый интерес представляют ранние и поздние работы художников, в частности малоизвестные крупноформатные панно Паскина (более 2x3 м), работавшего в основном в камерных формах, автора, как и Фужита, изящных женских портретов. Будут и поздние работы Фужиты 1950–1960-х годов, когда он принял католицизм, что отразилось и на темах его произведений. На выставке также будет раздел с произведениями русских художников межвоенного двадцатилетия, испытавших на себе влияние Парижской школы, — «Группы 13» и ее самого яркого представителя, Татьяны Мавриной. «Если хотите, Маврина — это дальняя русская муза Парижской школы. Если бы Паскин и Фужита познакомились с ней лично, кто знает, к какому творческому взрыву это бы привело. Здесь мы такое столкновение провоцируем», — говорит куратор выставки Алексей Петухов. С 29 сентября по 29 ноября.

Аниш Капур наряду с Дэмиеном Херстом, пожалуй, самый известный сегодня британский художник. Его престижных британских и международных наград не счесть, не говоря уже о выставках на мировых арт-площадках, таких как Гран-пале в Париже, Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао, Королевская академия художеств и галерея Тейт в Лондоне. Теперь пришла очередь и Москвы, где в Еврейском музее открылась первая персональная выставка Капура Моя алая родина — по названию главного в экспозиции произведения, представляющего собой монументальную конструкцию диаметром 12 м из 25 т из кроваво-красного вазелина, который перемалывает гидравлический двигатель. Работ на выставке всего четыре, но и этого вполне достаточно, чтобы составить впечатление о творчестве знаменитого британца. «У нас показано несколько масштабных работ Аниша Капура, выполненных в характерных для него материалах и техниках, и, можно сказать, в Москве открылась пусть небольшая, но полноценная ретроспектива художника, представленная знаковыми для его творчества с 1990-х по сегодняшний день скульптурами», — говорит шеф-куратор Еврейского музея Мария Насимова. До выставки в Еврейском музее работы Капура в Россию приезжали лишь дважды — на Третью Московскую биеннале современного искусства в Музей современного искусства «Гараж» (масштабная инсталляция Push-Pull II с использованием все того же кроваво-красного воска и жира) и в Baibakov Art Projects на «Красном Октябре». До 17 января.

Выставка «В поле зрения. Эпизоды художественной жизни 1986–1992», открывшаяся в Фонде культуры «Екатерина», погружает зрителя в атмосферу «лихих» 1990-х с их водоворотом художественных событий: квартирных выставок, тусовок, сквотов. Для полного эффекта присутствия в экспозицию включены, помимо самих произведений, шесть экранов, на которых крутится документальная хроника, а звуковое сопровождение воспроизводит программы радио и телевидения тех лет. Атмосфера в этом проекте действительно едва ли не самое главное. Ну и конечно, художники, группировки и легендарные выставки конца 1980-х — начала 1990-х показаны в полном объеме: Юрий Альберт, Константин и Лариса Звездочетовы, Игорь Макаревич и Елена Елагина, Вадим Захаров, Олег Тистол, выставки группы КЛАВА (Клуба авангардистов) «Творческая атмосфера и художественный процесс» (1987) и «Шизокитай» (1990), выставка объединения «Эрмитаж» «Ретроспекция» (1987), выставка «Эстетические опыты» в усадьбе Кусково (1991). Большинство работ на выставке хорошо известны и уже вошли в историю постсоветского искусства. Другие с тех пор появились на публике впервые, такие как «Героям — слава» (1990) Сергея Мироненко, «Стереоскопия в живописи невозможна» (1988) и диптих «Двери» (1988) Сергея Волкова, «Красный, желтый, синий» (1987) Юрия Альберта. До 13 декабря.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+