18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ее высочество коллекция графов Парижских

№36, сентябрь 2015
№36
Материал из газеты

По лотам, которые Sotheby's предложит на своих парижских торгах в сентябре, можно изучать историю Франции с ее интригами и колоритными персонажами. Но и качество произведений здесь на высоте: три уже признаны национальным достоянием

Луи Каррожи-Кармонтель. Придворные графа Орлеанского. Пастель, акварель и гуашь
Луи Каррожи-Кармонтель. Придворные графа Орлеанского. Пастель, акварель и гуашь

Двухдневный аукцион Sotheby’s (29 и 30 сентября) представит искусство из собрания знаменитой четы — графа и графини Парижских, наследников Орлеанской династии (Генрих Орлеанский и Изабель Орлеанская-Браганса были кузенами) и, по мнению монархистов, бывших полноправных претендентов на французский престол. Двести лотов из коллекции — живопись и графика старых мастеров, мебель, фарфор, награды и различные исторические артефакты — связаны с историей французского королевского дома и c отдельными представителями монаршей фамилии. Изначально все они были частью интерьеров различных резиденций герцогов Орлеанских, но после Июльской революции 1848 года вместе с хозяевами отправились в изгнание. Сто лет спустя, в 1950-е, когда был отменен указ, запрещавший представителям королевской династии находиться на территории Франции, коллекция вернулась на родину и с тех пор оставалась в частной собственности прямых потомков последнего французского монарха Луи-Филиппа. По лотам этой коллекции можно изучать историю Франции с ее тайнами, интригами и колоритными персонажами, но историческая ценность идет здесь рука об руку с безусловными художественными достоинствами (три лота официально признаны национальным достоянием, и за обладание ими, вероятно, будут бороться музеи). Среди бесспорных шедевров — два больших живописных портрета. Первый, написанный Филиппом де Шампенем, одним из основателей французской Академии живописи и скульптуры, любимцем Марии Медичи и кардинала Ришелье, изображает Людовика XIII  — в кудрявом парике и кружевах поверх доспехов. На втором, кисти Элизабет Виже-Лебрен, красуется Мария Аделаида де Бурбон, внучка мадам де Монтеспан (официальной фаворитки Людовика XIV) и мать последнего короля Франции. Совершенно уникальный лот — альбом рисунков Людовика XIV, согласно семейной традиции подаренный им сыну, графу Тулузскому. Наконец, в коллекции есть одна из королевских регалий — золотая цепь с крестом ордена Святого Духа, которую Луи-Филипп надевал на коронацию Карла Х в 1825 году (эстимейт €200–300 тыс.).

Помимо перечисленного, есть еще чем поживиться коллекционерам. Трогательный образец французской живописи времен Людовика XVI — сценка у колыбели будущего монарха Луи-Филиппа (1774) Николя Бернара Леписье (€150–200 тыс.), по тонкости серебристо-розовой гаммы сравнимая с работами Ватто и раннего Шардена. Детский столик для рисования, принадлежавший герцогу Шартрскому (мастерская Давида Рентгена), раскладывается для удобства и скрывает под столешницей ящички для принадлежностей (€150–250 тыс.). Аналогичный предмет есть в Эрмитаже — за ним рисовали внуки Екатерины II — будущий император Александр I и его брат Константин. Еще один лот — сервиз для завтрака с охотничьими сценами, подаренный в 1840 году королеве Марии-Амелии, выполнен на Севрской мануфактуре (€100–150 тыс.).

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
7
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+