18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Ее высочество коллекция графов Парижских

№36
Материал из газеты

По лотам, которые Sotheby's предложит на своих парижских торгах в сентябре, можно изучать историю Франции с ее интригами и колоритными персонажами. Но и качество произведений здесь на высоте: три уже признаны национальным достоянием

Двухдневный аукцион Sotheby’s (29 и 30 сентября) представит искусство из собрания знаменитой четы — графа и графини Парижских, наследников Орлеанской династии (Генрих Орлеанский и Изабель Орлеанская-Браганса были кузенами) и, по мнению монархистов, бывших полноправных претендентов на французский престол. Двести лотов из коллекции — живопись и графика старых мастеров, мебель, фарфор, награды и различные исторические артефакты — связаны с историей французского королевского дома и c отдельными представителями монаршей фамилии. Изначально все они были частью интерьеров различных резиденций герцогов Орлеанских, но после Июльской революции 1848 года вместе с хозяевами отправились в изгнание. Сто лет спустя, в 1950-е, когда был отменен указ, запрещавший представителям королевской династии находиться на территории Франции, коллекция вернулась на родину и с тех пор оставалась в частной собственности прямых потомков последнего французского монарха Луи-Филиппа. По лотам этой коллекции можно изучать историю Франции с ее тайнами, интригами и колоритными персонажами, но историческая ценность идет здесь рука об руку с безусловными художественными достоинствами (три лота официально признаны национальным достоянием, и за обладание ими, вероятно, будут бороться музеи). Среди бесспорных шедевров — два больших живописных портрета. Первый, написанный Филиппом де Шампенем, одним из основателей французской Академии живописи и скульптуры, любимцем Марии Медичи и кардинала Ришелье, изображает Людовика XIII  — в кудрявом парике и кружевах поверх доспехов. На втором, кисти Элизабет Виже-Лебрен, красуется Мария Аделаида де Бурбон, внучка мадам де Монтеспан (официальной фаворитки Людовика XIV) и мать последнего короля Франции. Совершенно уникальный лот — альбом рисунков Людовика XIV, согласно семейной традиции подаренный им сыну, графу Тулузскому. Наконец, в коллекции есть одна из королевских регалий — золотая цепь с крестом ордена Святого Духа, которую Луи-Филипп надевал на коронацию Карла Х в 1825 году (эстимейт €200–300 тыс.).

Помимо перечисленного, есть еще чем поживиться коллекционерам. Трогательный образец французской живописи времен Людовика XVI — сценка у колыбели будущего монарха Луи-Филиппа (1774) Николя Бернара Леписье (€150–200 тыс.), по тонкости серебристо-розовой гаммы сравнимая с работами Ватто и раннего Шардена. Детский столик для рисования, принадлежавший герцогу Шартрскому (мастерская Давида Рентгена), раскладывается для удобства и скрывает под столешницей ящички для принадлежностей (€150–250 тыс.). Аналогичный предмет есть в Эрмитаже — за ним рисовали внуки Екатерины II — будущий император Александр I и его брат Константин. Еще один лот — сервиз для завтрака с охотничьими сценами, подаренный в 1840 году королеве Марии-Амелии, выполнен на Севрской мануфактуре (€100–150 тыс.).

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+