18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые русские покупатели полюбили старых европейских мастеров

Крупнейшие аукционные дома опубликовали данные об участии в торгах клиентов из России. Дилеры прогнозируют дальнейший рост русских инвестиций в рынок классического искусства Запада.

Интересы русских покупателей сегодня не ограничиваются отечественным искусством, и это хорошо понимают крупнейшие аукционные дома, которые включают в свои московские предаукционные выставки работы старых мастеров. В мае нынешнего года Sotheby’s представил в Москве 11 таких полотен — в результате на июльских лондонских торгах пять из них были приобретены русскими покупателями (а в борьбе еще за два лота им пришлось уступить). По данным Sotheby’s, почти треть лотов июльских вечерних торгов в Лондоне (общая выручка составила £35 млн) досталась клиентам из России или стран СНГ, потратившим на эти приобретения £15,8 млн. В частности, 3 июля на торгах Sotheby’s полотно Эль Греко Молитва Св. Доминика было продано покупателю по телефону за £9,2 млн, как и вторая работа Эль Греко, Распятие (£3,4 млн).

По словам Эндрю Флетчера, главы департамента продаж старых мастеров Sotheby’s, если еще десять лет назад покупатели из России практически не принимали участия в таких торгах, то в 2011–2012 годах специалисты аукционного дома отметили увеличение на 25% количества лотов, купленных русскими клиентами, и прогнозируют сохранение тенденции в следующем сезоне. По его мнению, это свидетельствует о возрождении русской традиции коллекционирования классического искусства, расцвет которой пришелся на конец XVIII — начало XIX века, и о том, что эта мода выходит на качественно более высокий уровень. В разделе старых мастеров русские клиенты себя не ограничивают, их интересуют решительно все направления: религиозные сюжеты, пейзажи, натюрморты. Они в принципе диверсифицировали свои вкусы и теперь, по данным Sotheby’s, покупают в 40 различных категориях продаж.

Русский клиент аукционного дома Christie’s купил на январских торгах в Нью-Йорке Вышивальщицу Жан-Батиста Шардена ($4 млн), которую представляли в Москве на закрытом показе. Богоматерь с младенцем Христом и Cв. Иоанном Крестителем Сандро Боттичелли, выставлявшаяся в конце прошлого года на стенде Christie’s на Международном салоне изящных искусств, также ушла к русскому покупателю за $10,4 млн.

Алексей Ашот, специалист отдела старых мастеров и британской живописи аукционного дома Christie’s, отмечает, что уже с середины 1990-х годов, когда русские покупатели начали участвовать в торгах, в иерархии их интересов после безусловного лидера — русского искусства — старые мастера занимали устойчивое второе место. В январе 2013 года на торгах старых мастеров, которые Christie’s проводил в Нью-Йорке, именно они обеспечили 60% всей выручки аукциона (такой результат был достигнут не за счет количества русских покупателей, а за счет приобретения ими самых дорогих лотов).

По наблюдениям Алексея Ашота, в начале 2000-х годов в разделе старых мастеров русские покупатели по преимуществу интересовались севером Европы — фламандской и ранней немецкой живописью — и практически игнорировали работы французских и итальянских мастеров XVII–XVIII веков, которые во времена Екатерины II легли в основу классических русских коллекций. Постепенно эта ситуация меняется — вполне вероятно, что русские клиенты аукционных домов освоят и франко-итальянский сегмент рынка старых мастеров. Сегодня, спустя 20 лет после возвращения на международный антикварный рынок, русские коллекционеры демонстрируют свои исключительные финансовые возможности (топ-лоты раздела старых мастеров в разы превосходят по стоимости топ-лоты русских торгов), искреннюю любовь к искусству и здоровый инвестиционный консерватизм (рынок старых мастеров почти не подвержен спекулятивным колебаниям, в отличие от рынка современного искусства).

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+