18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
300-летие Перми отметили выпуском банкноты

Новые русские покупатели полюбили старых европейских мастеров

Крупнейшие аукционные дома опубликовали данные об участии в торгах клиентов из России. Дилеры прогнозируют дальнейший рост русских инвестиций в рынок классического искусства Запада.

Интересы русских покупателей сегодня не ограничиваются отечественным искусством, и это хорошо понимают крупнейшие аукционные дома, которые включают в свои московские предаукционные выставки работы старых мастеров. В мае нынешнего года Sotheby’s представил в Москве 11 таких полотен — в результате на июльских лондонских торгах пять из них были приобретены русскими покупателями (а в борьбе еще за два лота им пришлось уступить). По данным Sotheby’s, почти треть лотов июльских вечерних торгов в Лондоне (общая выручка составила £35 млн) досталась клиентам из России или стран СНГ, потратившим на эти приобретения £15,8 млн. В частности, 3 июля на торгах Sotheby’s полотно Эль Греко Молитва Св. Доминика было продано покупателю по телефону за £9,2 млн, как и вторая работа Эль Греко, Распятие (£3,4 млн).

По словам Эндрю Флетчера, главы департамента продаж старых мастеров Sotheby’s, если еще десять лет назад покупатели из России практически не принимали участия в таких торгах, то в 2011–2012 годах специалисты аукционного дома отметили увеличение на 25% количества лотов, купленных русскими клиентами, и прогнозируют сохранение тенденции в следующем сезоне. По его мнению, это свидетельствует о возрождении русской традиции коллекционирования классического искусства, расцвет которой пришелся на конец XVIII — начало XIX века, и о том, что эта мода выходит на качественно более высокий уровень. В разделе старых мастеров русские клиенты себя не ограничивают, их интересуют решительно все направления: религиозные сюжеты, пейзажи, натюрморты. Они в принципе диверсифицировали свои вкусы и теперь, по данным Sotheby’s, покупают в 40 различных категориях продаж.

Русский клиент аукционного дома Christie’s купил на январских торгах в Нью-Йорке Вышивальщицу Жан-Батиста Шардена ($4 млн), которую представляли в Москве на закрытом показе. Богоматерь с младенцем Христом и Cв. Иоанном Крестителем Сандро Боттичелли, выставлявшаяся в конце прошлого года на стенде Christie’s на Международном салоне изящных искусств, также ушла к русскому покупателю за $10,4 млн.

Алексей Ашот, специалист отдела старых мастеров и британской живописи аукционного дома Christie’s, отмечает, что уже с середины 1990-х годов, когда русские покупатели начали участвовать в торгах, в иерархии их интересов после безусловного лидера — русского искусства — старые мастера занимали устойчивое второе место. В январе 2013 года на торгах старых мастеров, которые Christie’s проводил в Нью-Йорке, именно они обеспечили 60% всей выручки аукциона (такой результат был достигнут не за счет количества русских покупателей, а за счет приобретения ими самых дорогих лотов).

По наблюдениям Алексея Ашота, в начале 2000-х годов в разделе старых мастеров русские покупатели по преимуществу интересовались севером Европы — фламандской и ранней немецкой живописью — и практически игнорировали работы французских и итальянских мастеров XVII–XVIII веков, которые во времена Екатерины II легли в основу классических русских коллекций. Постепенно эта ситуация меняется — вполне вероятно, что русские клиенты аукционных домов освоят и франко-итальянский сегмент рынка старых мастеров. Сегодня, спустя 20 лет после возвращения на международный антикварный рынок, русские коллекционеры демонстрируют свои исключительные финансовые возможности (топ-лоты раздела старых мастеров в разы превосходят по стоимости топ-лоты русских торгов), искреннюю любовь к искусству и здоровый инвестиционный консерватизм (рынок старых мастеров почти не подвержен спекулятивным колебаниям, в отличие от рынка современного искусства).

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
2
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
Андроникову монастырю — одному из старейших в Москве, наделенному статусом особо охраняемой территории, — требуется реставрация из-за благоустройства, что велось у его стен
20.08.2024
У Музея имени Андрея Рублева рушатся стены
3
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
Влияние ювелира Эдварда Чендлера Мура на эстетику Tiffany, где он в XIX веке был старшим дизайнером по серебряным изделиям, ощущается по сей день. Это лишний раз доказывает знакомство с коллекцией предметов прекрасного, которую Мур собирал всю жизнь
19.08.2024
Чистейшей прелести чистейшие образцы: коллекция Эдварда Мура
4
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
В Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка к 165-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. Коллекционер Татьяна Швец рассказала, чем образ рано умершей художницы до сих пор завораживает собирателей и исследователей
20.08.2024
Татьяна Швец: «Для меня вещи Марии Башкирцевой не менее ценны, чем ее рисунки»
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
Полотно, о котором ничего не было известно уже пять лет, находится в хранилище в Женеве до окончания строительства музея в столице Саудовской Аравии
20.08.2024
Приписываемого да Винчи «Спасителя мира» выставят в Эр-Рияде
7
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+