18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Антикварный салон шагает широко

Борис Кустодиев. «Чаепитие». 1913. Фото: Российский Антикварный Салон
Борис Кустодиев. «Чаепитие». 1913.
Фото: Российский Антикварный Салон
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

В московском Гостином Дворе состоится 51-й Российский антикварный салон. Его главной темой выбран «Шаг на восход». Ей посвящен спецпроект, и она же более или менее отражена и в разделе старого искусства, и в разделах дизайна и ювелирного искусства

Российский антикварный салон, который неизменно организует компания «Экспо-парк Выставочные проекты», с 26 по 30 ноября займет весь атриум Гостиного Двора. В нем примут участие 250 экспонентов с полумиллионом произведений искусства. Рамки ярмарки, на которой к старым мастерам добавляются художники ХХ века, а также блок Lifestyle «Искусство интерьера» и ювелирный раздел, позволяют показать широкий срез того, что востребовано у российских коллекционеров. А спрос, невзирая ни на что, растет, вызывая оживление предложения.

«Впервые с тех времен, когда Антикварный салон проходил в ЦДХ, у нас появилась очередь на стенды на главной линии, — говорит директор компании «Экспо-парк Выставочные проекты» Наталия Корень. — Галеристы стоят в листе ожидания, интерес большой. И это понятно: сейчас первые имена уходят очень быстро».

На протяжении четверти века постепенно выкристаллизовалась структура Антикварного салона: это целый город галерей, рассеченных улицами, центральную часть которого занимают самые статусные участники с предметами музейного уровня, а отдельные районы выделены для ювелирного дела и дизайна; периферию занимают галереи с более демократичными ценами.

Декоративное блюдо. Япония. Фото: Российский Антикварный Салон
Декоративное блюдо. Япония.
Фото: Российский Антикварный Салон

В этом году все участники старались по мере сил откликнуться на тему ярмарки — «Шаг на восход». «Восход символизирует пробуждение, обновление и поиск культурной идентичности на пересечении традиций, эпох и географий», — комментируют организаторы. В России есть устойчивый спрос на восточное искусство и работают специализированные галереи, но, как поясняет Наталия Корень, «интересно было, что предложат галереи, которые не занимаются этой темой напрямую».

В результате Suslov Fine Arts, одна из ведущих сейчас на антикварном рынке, предлагает экспозицию «(Не)возможное сближение: Восток — Запад», в рамках которой в одном пространстве встретятся резной кабинет в японском стиле с драконами и зеркало в раме в виде изукрашенного наличника. Частная коллекция Екатерины Бурковой представит редкие изделия европейского и русского фарфора в стиле шинуазри, например мейсенские статуэтки китайских болванчиков. Галерея «Искусство Востока» покажет искусство Японии периода Мэй­дзи (1868–1912). Ювелирный бренд Gevorkyan предлагает кольцо «Япония», на котором расцветает сакура, а Ivan Markov Jewelry — кольцо «Сердце Востока» с сияющей звездой из танзанита и бриллиантов.

Той же главной теме посвящен специальный проект «Дорога величиной в Россию. Путь на восход», подготовленный Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МКААД) под кураторством Александра Киселева. Экспозиция предлагает совершить путешествие навстречу солнцу — из Петербурга во Владивосток. Петербург мы увидим на гравюрах XVIII века, Москву — на полотне «Кремль» Василия Верещагина, Нижний Новгород — на картине Константина Юона, Киров — «Вятка» Виктора Васнецова. Виды Волги и суровой природы Урала принадлежат кисти художников рубежа XIX–XX веков, сцены добычи руды или строительства Ангарской ГЭС  — мастерам-соцреалистам. Открытием для публики могут стать виды строящегося Владивостока, написанные художником Леонидом Блиновым в период его путешествия в бытность вольнослушателем Императорской академии художеств в 1886 году. Отдельный блок представляют собой изображения поездов, как, например, «Вечерний пейзаж с уходящим поездом» (1921) Сергея Милорадовича или поезд на бокале, изготовленном на Императорском стеклянном заводе в честь открытия Царскосельской железной дороги в 1837 году.

«Дуэт времен». Кувшины парные золоченые с изображением видов Санкт-Петербурга. Завод Братьев Корниловых. 1861-1884. Фото: Российский Антикварный Салон
«Дуэт времен». Кувшины парные золоченые с изображением видов Санкт-Петербурга. Завод Братьев Корниловых. 1861-1884.
Фото: Российский Антикварный Салон

Но, конечно, восточной темой представленные на Антикварном салоне произведения далеко не исчерпываются. Потенциальных покупателей здесь будут ждать большое полотно «Чаепитие» (1913) Бориса Кустодиева (галерея «Арбат, 11»), «Серый день» (1930) с церквушкой, сияющей среди пасмурного пейзажа, Константина Горбатова (галерея «Москва»), «Крушение корабля „Ингерманланд“» (1848) Алексея Боголюбова (арт-центр «Мираль»). Среди заметных работ мастеров ХХ века — «Лыжник» (1950–1960) Георгия Нисского (Галерея Дзамашвили) и яркий «Суперслон» Владимира Немухина («Коллекцiонеръ Клуб»).

Блок Lifestyle «Искусство интерьера» — это целый отдельный мир. «Мы хотим показать, как может выглядеть интерьер нового времени в России: оригинальный, разно­образный, не привязанный к трендам», — говорит куратор раздела Вадим Костырин. Акцент в экспозиции сделан на сочетание традиционных техник и современного дизайна, а среди материалов преобладают натуральные: дерево, бумага, металл, текстиль.

По традиции ярмарка сопровождается деловой и образовательной программами: 26 ноября пройдет День коллекционера, главным событием которого станет форум «Восход российского коллекционирования»; 27 ноября состоится Дизайн-форум; а 28 ноября — Ювелирный форум. 

Гостиный Двор
51-й Российский антикварный салон & 11-й Lifestyle «Искусство интерьера»
С 26 по 30 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+