18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Живопись со второго дубля

Кадр из биографической драмы «Баскиа» (1996, режиссер Джулиан Шнабель).  Фото: Reel Art Press
Кадр из биографической драмы «Баскиа» (1996, режиссер Джулиан Шнабель).
Фото: Reel Art Press
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Британский профессор Кристофер Фрейлинг обстоятельно анализирует кинематографические образы Микеланджело, ван Гога, Фриды Кало и других знаменитых художников в своей новой книге «Голливудская история искусства»

Почетный профессор Королевского колледжа искусств и бывший глава Совета по искусству Англии Кристофер Фрейлинг произносит: «Недавно мне сказали, что я родился для того, чтобы написать эту книгу». Имеется в виду «Голливудская история искусств», в которой проанализировано то, как жизнь и творчество художников отображаются в массовом кинематографе. Фрейлинг не только сделал выдающуюся карьеру в качестве историка изобразительного искусства, но и написал целый ряд монографий о кинофильмах — от вестернов до ужастиков.

Структурно его новая книга разбита на части, посвященные отдельным художникам примерно в том порядке, в каком они привлекали интерес кинематографа: начиная с 1930-х годов, когда Фредрик Марч сыграл Бенвенуто Челлини, а Чарльз Лоутон — Рембрандта, и далее по списку до Тимоти Сполла в роли Уильяма Тёрнера. Фрейлинг включает в этот перечень Винсента ван Гога в исполнении Кирка Дугласа, Микеланджело, которого сыграл Чарлтон Хестон, Джексона Поллока в трактовке Эда Харриса и Фриду Кало в лице Сальмы Хайек.

Для Фрейлинга Голливуд — широкое понятие, включающее полную коллекцию английских и американских фильмов, в том числе такую явно неголливудскую продукцию, как «Караваджо» (1986) Дерека Джармена. По словам искусствоведа, он хотел показать, каким образом кино отражает и выпукло демонстрирует то, как искусство и художников понимают в контексте популярной культуры. «Кино предлагает нарратив, в котором понимание жизни достигается через искусство, действующее как тест Роршаха, — говорит Фрейлинг. — Мы познаем жизнь через живопись».

Christopher Frayling. The Hollywood History of Art. Reel Art Press. 368 с. £69,95, $79,95. На английском языке
Christopher Frayling. The Hollywood History of Art. Reel Art Press. 368 с. £69,95, $79,95. На английском языке

Идея книги родилась из курса лекций, прочитанных студентам Королевского колледжа искусств. Там профессор Фрейлинг с удивлением обнаружил, что эти молодые и, казалось бы, прогрессивно мыслящие люди искусства часто придерживаются клишированных представлений. «Я ожидал, что эти фильмы покажутся им ходульными, скучными, даже, возможно, будут вызывать у них досаду, но они им понравились. Мои студенты ассоциировали себя с образами художников как людей скупых на слова, вспыльчивых и одиноких, вкладывающих душу в свои полотна и, что особенно важно, не нуждающихся в обучении. А ведь сами они посещали школу искусств. Это интересно».

Фрейлинга не беспокоят вопросы исторической или даже художественной точности, «так как это отвлекает от главного и граничит со снобизмом». Хотя в действительности, как отмечает исследователь, стремление кинематографистов к достоверности впечатляет. «Если вы хотите узнать о том, как в эпоху Возрождения возводились строительные леса, посмотрите киноленту „Муки и радости“ (1965), — предлагает он. — Ее авторы обратились к рисункам Микеланджело с изображением лесов в Сикстинской капелле и создали поразительную по точности копию, но, когда кто-то из героев открывает рот, происходит довольно странная вещь. В итоге вы получаете причудливую смесь визуально совершенной картинки и чисто голливудской истории».

По словам Фрейлинга, каким бы ограниченным ни было понимание Голливудом природы искусства, качество самих фильмов заметно улучшилось. «Эта серьезная перемена про­изошла в 1990-е: искусство как товар, слава, астрономические цены на аукционах. И вот появляется картина „Поллок“ (2000) о том, что значит быть знаменитостью, или „Баскиа“ (1996), где Джулиан Шнабель обнажает суть мира арт-дилеров и галеристов».

Эти киноленты порой оказывают колоссальное воздействие на искусство. «Подобное кино превращает художников в мировые бренды», хотя для многих фильмов «визуальный компонент не является превалирующим». В конечном счете публику «интересует биография, а картины используют, чтобы было от чего отталкиваться. Так часто происходит в истории искусства, и эти привычки умирают очень и очень медленно».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+