18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Почему на открытиях в «ГЭС-2» едят пустыню из печенья

Превью выставки «Не слитно, не раздельно».  Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»
Превью выставки «Не слитно, не раздельно».
Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»

От корнеплодов до шерсти и льна: как гастрономические решения Дома культуры «ГЭС-2» становятся трендами для арт-сообщества и почему еда здесь — часть художественного замысла

С момента своего открытия Дом культуры «ГЭС-2» сразу привлек к себе внимание не только синими трубами и интеллектуальными проектами. Уже на первом вернисаже гостей удивляла затейливая, продуманная подача закусок ресторанного качества. За прошедшие четыре года площадка, где на постоянной основе работают несколько кафе, которыми сейчас управляет ресторанный холдинг gt, зарекомендовала себя законодательницей фуршетных мод.

«ГЭС-2» в апреле 2023 года одной из первых поддержала набирающий обороты гастротренд на корнеплоды (фенхель, брокколи, кольраби, микрозелень, все в зеленых тонах) и украсила фуршет к выставкам «Краткая история отсутствия», «Облачное хранение», «Чародеи» и «Себе на уме». Вслед за этим все уважающие себя площадки подхватили новое веяние. Так, репа появилась на открытии выставки «Репин. Детали» в музее Академии художеств в Петербурге в прошлом году; овощная грядка — в кафе «Вкусвилл» на ярмарке blazar и многих галерейных вернисажах.

Кафе «БАР-2».   Фото: Аня Тодич/Дом культуры «ГЭС-2»
Кафе «БАР-2».
Фото: Аня Тодич/Дом культуры «ГЭС-2»

Руководитель отдела маркетинга Маргарита Комарова и бренд-менеджер Анна Меркушина объясняют, каким трудом удается удерживать высокую планку.

«Прежде всего еда на превью — это не только меню, — объясняет Маргарита Комарова. — Это многосоставный проект, в котором важен абсолютно каждый элемент: от звука и сет-дизайна раскладки закусок до приветствия гостей на входе. Для нас было очень важным не делать, как это принято, декоративных надстроек и украшательств. Основной принцип — придерживаться культуры повседневности, как и задумывал архитектор реконструкции здания Ренцо Пьяно».

Кафе «Остановка».  Фото: Аня Тодич/Дом культуры «ГЭС-2»
Кафе «Остановка».
Фото: Аня Тодич/Дом культуры «ГЭС-2»

Команда не использует готовых решений. Сценарий каждого открытия перепридумывается заново, с учетом ошибок и неудач предыдущих мероприятий. Вся фуршетная еда готовится здесь же, в Доме культуры.

А в основу меню всегда ложится тема выставки, причем фокусировка происходит на одном, иногда неочевидном, аспекте.

Яркий пример — проект «Не слитно, не раздельно», посвященный Хорезмской экспедиции. Ландшафты пустыни гастрономически обыграли с поразительной точностью: повара испекли большие пласты песочного печенья, покрошили их и создали на столах съедобные «дюны», на которые водрузили закуски.

Превью выставки «Ямальский хронотоп».   Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»
Превью выставки «Ямальский хронотоп».
Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»

Для выставки «Ямальский хронотоп» (до 7 декабря) приготовили «сахарную» бомбу. Один из кураторов проекта Ярослав Алешин рассказал, что во время экспедиции по Ямалу участников постоянно угощали незамысловатым десертом — самодельными конфетками из сгущенного молока с кедровыми орешками. Эти же шарики-конфеты, но уже творчески переосмысленные шеф-поваром, стали главным гастрономическим впечатлением на фуршете.

С открытия выставки бразильской художницы Лины Бо Барди в июле этого года меню фуршетов обогатилось международными кухнями. Превью «Если бы стены стали водой» состоялось в Березовой роще, гостям предлагались закуски в стиле бразильского стритфуда. Подавались они на плейсматах, плетенных из бамбуковых листьев. Тогда организаторы принципиально и намеренно отказались от посуды.

Превью выставки «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди».  Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»
Превью выставки «Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди».
Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»

Для новой выставки «Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах» (до 3 мая) команда решила не следовать прямолинейному цветовому делению на «белое» (Античность) и «черное» (Средневековье). «Не хотелось идти этим путем, так как он повторял программную структуру, — говорит Анна Меркушина. — Мы решили работать с материалами». Еду в этот раз разложили на грубой шерсти и льне — тканях, широко распространенных в те эпохи. Дихотомия выставки была сглажена нейтральной палитрой, построенной на градиенте от темно-коричневого до бежевого. На столах были киши с грибами, сезонные намазки, подсушенный хлеб, кубические пирожные «картошка» и с ореховыми вкусами, сыры. Кстати, на превью звучала инструментальная пьеса композитора Никиты Наконечного «Зеркало веков» (Mirror of Ages), созданная специально для открытия.

Превью выставки «Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах».   Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»
Превью выставки «Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах».
Фото: Анна Завозяева/Дом культуры «ГЭС-2»

Думается, в случае с «ГЭС-2» пора писать кураторскую концепцию не только к выставкам, но и к меню пресс-завтраков. Ведь обидно, когда все съедают и выпивают, а о том, что еда была неотъемлемой частью экспозиции и, возможно, содержала зашифрованное послание от художников или отдела маркетинга, никто не догадывается. Так что в следующий раз на вернисаже присмотритесь к фуршету повнимательнее — особенно если вы в Доме культуры «ГЭС-2», — вдруг в нем заложен великий смысл?

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+