18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Незаметные шедевры: где прячется стрит-арт в Москве

Работа Саши Браулова.  Фото: Саша Браулов
Работа Саши Браулова.
Фото: Саша Браулов
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Многие художники уличной волны, перевалившие за 40-летний рубеж, остепенились, встроились в систему арт-рынка, достигли признания, но еще остаются романтики, готовые дарить свои произведения городу и его жителям, зная, что срок жизни их работ идет на дни

Самыми, пожалуй, известными и заметными можно назвать работы знаменитого Кирилла Кто. Вот уже более десяти лет в центре Москвы прохожие обнаруживают глаза, вырезанные на баннерных сетках, закрывающих фасады ремонтируемых зданий. Это проект «Опрозрачивание», где, с одной стороны, дома как будто наблюдают за прохожими, а с другой — появляется возможность посмотреть, как именно происходит «бережная реконструкция» исторических построек. Изначально Кирилл с единомышленниками пытался бороться с уродливыми, не вписывающимися в городской ландшафт баннерами, но как-то раз его посетила идея вырезать не все полотно, а фрагменты, которые, помимо прочего, отсылают к давнему тегу художника в виде рыбы. С тех пор как к Кириллу Кто пришел коммерческий успех, за его уличными работами стали охотиться другие художники и коллекционеры. Самыми ценными считаются глаза, залатанные или зашитые то ли коммунальщиками, то ли коллегами по цеху.

Кирилл Кто. «Опрозрачивание».  Фото: Кирилл Кто/TEO by Cosmoscow
Кирилл Кто. «Опрозрачивание».
Фото: Кирилл Кто/TEO by Cosmoscow

Баннерные сетки выбрал своим медиумом и другой уличный художник — Олег Кузнецов, однако его творчество более сложно технически. В проекте «Самоколлаж» Кузнецов вырезает геометрические фигуры из фальш­фасадов зданий, поворачивает их под углом и аккуратно пришивает обратно. Беглый взгляд прохожего вроде и фиксирует, что что-то не так, но зачастую игнорирует визуальный баг.

Если работы Кирилла Кто встречаются нам повсюду, то объекты из серии «ГОСТы — новые мантры» художника, называющего себя 4241, обнаружить нелегко, даже подойдя к ним вплотную. Впервые они появились в городе в 2013 году. Они мимикрируют под выходы вентиляционных шахт, и, только присмотревшись, можно заметить письмена. Навершия этих вентиляционных колонн устроены художником по принципу буддистских молитвенных барабанов. Автор разработал весьма любопытную концепцию: «Мантры — это священные заклинания, состоящие из не менее священных слогов, задача которых — активизировать различные области тела или окружающего пространства. Государственные стандарты, или ГОСТы, для стороннего наблюдателя выглядят не менее загадочно и содержат технические требования к изделиям, иногда описывают способы хранения, гарантии и прочее». При этом он выделяет схожесть технических стандартов и мантр. «Те и другие появились на основе практических наблюдений и технологий, чтобы улучшить ощущения человека от действительности, — отмечает художник. — Необходимость повторения методичного есть у обоих рассматриваемых явлений. Воздействие мантр и ГОСТов зависит от правильности исполнения и соответствия ситуации, в которой они применяются. Есть специальные и просветленные пользователи».

Олег Кузнецов. «Самоколлаж».  Фото: Олег Кузнецов
Олег Кузнецов. «Самоколлаж».
Фото: Олег Кузнецов

Так появились, например, «Мантра горячих сердец — ГОСТ 10150 (гост сто один пять ноль) — двигатели внутреннего сгорания» и «Мантра источника сил — ГОСТ 8020 (гост восемь ноль двадцать) — кольца колодезные железобетонные». Автор предлагает крутануть барабан влево, «мысленно обращаясь к нужной стихии и технологии, тем самым делая и рукотворный мир, и душевное состояние лучше».

В июне этого года 4241 выполнил серию «профессиональных» барабанов для уличных художников, расположив их рядом с популярными спотами (излюбленные места граффитистов). Покрутив один из барабанов, можно получить благословение «уличных божеств».

Саша Браулов, художник из Санкт-Петербурга, специализируется на вышивках, которые на любой ярмарке разлетаются за считаные часы. В какой-то момент, наткнувшись на свою работу, показавшуюся не­удачной, он решил не засовывать ее обратно в стол, а дать ей вторую жизнь, разместив на улице. Позднее он начал серию специально для города — проект «Здесь. А где память?». Вышитые мемориальные таблички размещал на домах, где жили выдающиеся, но официально не увековеченные люди. В Москве это художники Илья Кабаков, Иван Чуйков, Дмитрий Александрович Пригов. Поскольку заметные вышивки довольно быстро, буквально к вечеру, находят себе новых владельцев, Саша Браулов также размещает в городе совсем крохотные послания. Его малюсенькие вышитые сердечки можно найти где угодно, но поискать придется. Такая же миниатюрная серия — «Здесь был и есть художник». Это нечто вроде вышитых этикеток, расположенных рядом с уличными работами других авторов.

4241. ГОСТы — новые мантры.  Фото: Тг- канал "Подворотни 1%"
4241. ГОСТы — новые мантры.
Фото: Тг- канал "Подворотни 1%"

Уличный художник под ником Pixelboy, как и многие его коллеги, не раскрывает личности, прячет лицо и дает интервью только в письменном виде, в которых, правда, намекает на то, что он, возможно, альтер эго какого-то медийного человека. Под покровом ночи автор размещает в центре Москвы яркие мозаики, часто то ли с автопортретом, то ли с собирательным образом уличного художника в красно-синей кепке, однако это могут быть и черепа, и котики, и мультяшные персонажи, и даже мозаичные коврики.

В технике пиксель-арт работает и Марк Бросалин (Okee), оставляющий милые картинки, более понятные и приятные жителям. В отличие от многих, он не скрывается, а, напротив, активно раздает интервью московским СМИ и даже иногда запрашивает разрешение у властей на размещение мозаик.

Еще несколько художников украшают столицу не сразу заметными глазу барельефами.

Члены группы «Бурятский андеграунд» Бато и Тома3000, скрывающиеся за масками Фантомаса, размещают на улицах броские бетонные панно с изображением зеленых рептилоидов и персонажа азиатской внешности в разных бытовых ситуациях. Тома3000 также любит украшать дома менее заметными гипсовыми тиражными вещами. Это могут быть бес­цветные головы тех же зубастиков, лица пупсов или объемный тег «тома». В соавторстве с другим стрит-артистом, Данилом Савинским, реализуют забавный проект «Мы тут никогда не жили» — таблички с текстом «В этом доме никогда не жили художники» и указанием авторов. Еще одна забавная серия — «Простые люди». Тома3000 лепит яркие головы персонажей на обычные навесные замки и цепляет их за решетки по подобию ритуала у новобрачных, символизирующего крепость союза.

Работа Pixelboy.  Фото: Pixelboy
Работа Pixelboy.
Фото: Pixelboy

Художник Tour ATC наполняет город гипсовыми рельефными плитками со множеством персонажей и деталей. Замысловатые композиции отсылают к эстетике Ренессанса, а сюжеты могут быть самыми разными — от вполне житейских до библейских. Примечательная черта работ Tour ATC — нарочито неряшливое размещение тонкого и затейливого барельефа на явно чрезмерном куске грубого цемента.

Также повсеместно можно встретить миниатюрные старушечьи лица из серии babushka.bu от автора, пожелавшего остаться еще более неизвестным, чем остальные. По словам художника, это небольшой проект на зимнее время, когда на улице холодно работать с крупными форматами. «Отливаю, раскрашиваю, чтоб рука не забыла», — поясняет он. Некоторые зрители отмечают сходство этих портретов с картиной Квентина Массейса «Уродливая герцогиня».

Зеркала на улицах встречаются довольно часто как элемент оформления витрин и, как правило, призваны подбодрить прохожих надписями вроде «Ты прекрасна», «Улыбнись» и «У тебя все получится». Однако можно встретить не такие дружелюбные поверхности. Художник mirr0rb0y1 в проекте «Зеркала не врут» возвращает зрителя в реальность и иногда призывает подумать над своим поведением: «Оправдания — удел слабых», «И чем ты лучше?», «Однажды ты поймешь», — настоящая визуализация детских травм. Также встречаются предсказания: «Лучше будет, легче — нет», «Настоящий друг зарежет тебя спереди», «Цинизм глушит боль». И в принципе, эти высказывания гораздо разумнее, чем бодрые призывы к нарочитому счастью.

Работа Toma3000.  Фото: БАТО (Бурятский Андеграунд Творческое Объединение)
Работа Toma3000.
Фото: БАТО (Бурятский Андеграунд Творческое Объединение)

Если внимательно осматривать двери в историческом центре, то кое-где можно обнаружить номерки с числом 404 — стандартным сообщением, выдающимся при обращении к несуществующей странице в интернете, однако на табличке вторая четверка перевернута зеркально. Это дело рук художника MaxNotFound, который полностью оправдывает свой псевдоним, так как он действительно не оставил никакого цифрового следа. Когда-то он создал в собственной квартире пространство Notfoundgallery, куда, соответственно, можно попасть только по личному приглашению. А номера на случайных дверях в городе могут оказаться виртуальным выходом в секретную локацию.

Первые работы, пожалуй, самого интригующего художника, называющего себя Кондратий Серый, появились на улицах Москвы года два назад и остались абсолютно незамеченными. Никто не может с точностью утверждать, видел ли он произведение Кондратия или нет. Дело в том, что художник максимально мимикрирует под работу коммунальщиков, явно не различающих пусть не 50, но хотя бы 10 оттенков серого, в результате чего на улицах мы практически ежеминутно видим геометрические композиции серого на сером, когда они пытаются что-то обновить или закрасить. В отличие от других авторов, чье творчество сконцентрировано большей частью в пределах Третьего транспортного кольца, живопись Кондратия Серого есть абсолютно в любом уголке столицы, однако остается лишь гадать, его ли кисти то или другое произведение.

Работа группы PartizanPress.  Фото: Partizanpress
Работа группы PartizanPress.
Фото: Partizanpress

Помимо Кондратия Серого, широкая гео­графия интервенций в окружающий мир у двух художниц. Ada Aves с неутомимым энтузиазмом рисует треугольных птичек с вылетающей из клюва буквой «А!». А Bonzha, именующая себя menstruating artist, расклеивает крохотные блестящее капли. Если в поле вашего зрения попадет какой-то красный объект: пожарный щит, знак Stop, светофор, оформление витрины, стойка Московского транспорта, — велика вероятность, что на нем найдется капелька искусства.

Все художники постоянно пытаются усовершенствовать способ крепления работ на стены, пробуя все новые и новые антивандальные составы. Для многих это своего рода соревнование с гипотетическим «коллекционером»: размещать произведения на одном и том же месте и проверять, которое продержится дольше. Есть и такие, кто, как в передаче «Орел и решка», специально публикует у себя на страницах в интернете координаты, чтобы упростить зрителям поиск. В любом случае уличные художники — неутомимые альтруисты, оставляющие подарки городу, не требуя взамен даже славы и признания, тем самым делая городские прогулки чуть более интересными. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+