18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Времена меняются, но это не главное: китайское искусство в потоке дао

Фарфоровая ваза с девятью персиками. Династия Цин, годы Юнчжэн (1722–1735). Дворец-музей (Гугун), Пекин.  Фото: Slovo
Фарфоровая ваза с девятью персиками. Династия Цин, годы Юнчжэн (1722–1735). Дворец-музей (Гугун), Пекин.
Фото: Slovo
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Чтобы по-настоящему полюбить эту древнюю изобразительную культуру, ее необходимо понять, а поняв — еще и принять как неизменную данность. К такому выводу можно прийти, если прочесть книгу «Китайское искусство: 5000 лет истории»

Так сложилось, что в качестве второго названия Китая в русском языке прижилось романтичное «Поднебесная», хотя сами жители страны называют ее «Срединным государством», что подразу­мевает: мы — в центре вселенной.

В наши дни часто говорят о повороте России к КНР, хотя мало кто готов признать, что китайское искусство остается для отечественной публики темным лесом. Все что-нибудь знают про терракотовую армию и туманные пейзажи тушью, но дальше начинается область предположений и культурных штампов. Книга «Китайское искусство. 5000 лет истории», выпущенная издательством «Слово», обещает в какой-то мере заполнить лакуну.

У этого издания, что характерно, типично китайская структура: огромный коллектив авторов, отсутствие внятного введения и финала. Альбом просто обрывается экспонатом — европейскими часами XVII века, которые китайские мастера воссоздавали несколько десятилетий. Никаких выводов, никакой рефлексии: книга завершается так же неожиданно, как китайская история поглощает и переваривает любые внешние влияния.

«Китайское искусство: 5000 лет истории». М.: Слово/Slovo, 2025. 352 с., ил
«Китайское искусство: 5000 лет истории». М.: Слово/Slovo, 2025. 352 с., ил

Главный тезис авторов может вызвать удивление: Древний Китай был цивилизацией радикальных экспериментов. Мы привыкли видеть в том искусстве утонченную, но статичную традицию — на деле же имела место череда культурных взрывов. Уже мастера неолитических культур Яншао и Хуншань владели технологиями, назначение которых остается загадкой. До­исторический дракон из нефрита обладает идеальным балансом — зачем понадобилась такая математическая точность в амулете?

Еще более озадачивает другое открытие: величайшие произведения создавались для того, чтобы навсегда исчезнуть из человеческого мира. Если западное искусство рождалось для созерцания — в храме, дворце, музее, то китайское часто предназначалось для сокрытия. Терракотовая армия, погребальные свитки эпохи Хань, нефритовые одеяния мертвых — все это адресовано не живым зрителям, а потусторонним силам. Даже первые следы китайской письменности, гадальные кости, служили не для поэзии, а для магического диалога с предками. То, что мы видим в музеях, — лишь случайно спасенные фрагменты искусства (так, несколько экспонатов веками служили поилками для лошадей). Современный музей оказывается для таких вещей чем-то вроде перевалочного пункта по дороге в вечность.

Это во многом объясняет, почему западный и китайский музеи ощущаются так по-разному. В первом случае ты попадаешь в храм личности, где искусство рассказывает о человеческих драмах и страстях, а также свидетельствует о гениальности отдельных мастеров. В залах с китайским искусством преобладает не индивидуальный взгляд художника, а воззрение целой цивилизации на устройство мира, материализованное в бронзе или вырезанное из нефрита. Китайский музей — храм Порядка. Бронзовый ритуальный сосуд важен не тем, кто его создал (мастер остается анонимным), а тем, как он помогает поддерживать космическую и социальную гармонию.

Но было бы ошибкой видеть в этом застывший консерватизм. Китайская традиция — гипердинамичная система, где каждое поколение вступает в диалог с предшественниками. Когда маньчжурские завоеватели из династии Цин отливают бронзовые сосуды в стиле древней эпохи Шан, это не подделка и не стилизация, а политическое заявление: «Мы не варвары-завоеватели — мы законные наследники тысячелетней цивилизации».

Шкафчик для лекарств. Династия Мин, годы Ваньли. Фото: Slovo
Шкафчик для лекарств. Династия Мин, годы Ваньли.
Фото: Slovo

То же происходит в каллиграфии, где художник не просто копирует форму иероглифов великого предшественника, но пытается воспроизвести его энергию, его духовное состояние. Как если бы Пабло Пикассо стремился создать неотличимую копию африканской маски, чтобы доказать свою подлинную связь с ее создателями.

За внешней красотой китайских артефактов скрывается их истинная функция — обоснование и поддержание власти. Это не просто предметы для эстетического созерцания, а инструменты политической теологии, где каждая деталь работает на создание легитимности.

Те же бронзовые ритуальные сосуды — металлические конституции, на которых зафиксированы правила жертвоприношений, а значит, и распределения власти в обществе. Их орнаменты не украшения, а визуальные заклинания, охраняющие установленный порядок. Сложность технологии литья демонстрировала контроль над ресурсами и мастерами.

Императорские печати из нефрита функционировали как овеществленный «мандат Неба», и потеря печати означала потерю легитимности правления. Так искусство становится прямым продолжением политики.

Даже материалы подчинены строгой иерархии смыслов. Там, где европейское искусство долгое время делило творчество на «высокое» (живопись, скульптура) и «прикладное» (керамика, мебель), китайская система исходит из этической и сакральной нагрузки самого материала. Бронза ведет в мир предков и связывает с Небом, нефрит воплощает добродетель, шелк открывает пространство мысли. Фарфор в этой системе не просто улучшенная керамика, а результат алхимических поисков, попытка превратить землю во что-то одновременно вечное и хрупкое.

Каллиграфический свиток с изображением коралловой подставки для кистей Ми Фу. Династия Северная Сун. Фото: Slovo
Каллиграфический свиток с изображением коралловой подставки для кистей Ми Фу. Династия Северная Сун.
Фото: Slovo

Китайская живопись в таком контексте выполняла иную задачу, нежели европейская. Если западный художник помещает человека в центр композиции, то китайский мастер встраивает его в космический порядок — как важную, но малую часть великого целого. Знаменитые пейзажи «шань-шуй» (буквально «горы — воды») — это не виды из окна, а модели устройства вселенной. Крошечная человеческая фигурка среди грандиозных гор и туманов не принижает человека, а напоминает о его истинном месте в потоке дао. Такая живопись создавалась не для публичной демонстрации, а входила в «четыре благородных искусства» наравне с музыкой, игрой в го и каллиграфией. Свитки хранили в специальных ларях, доставая для созерцания и размышления.

Но самой яркой иллюстрацией китайского понимания искусства остается каллиграфия. Легендарный мастер VIII века Чжан Сюй, прозванный «пьяным мудрецом», превращал письмо в перформанс, создавая иероглифы в состоянии транса, иногда собственными волосами. Его взрывной стиль решительно ломал все каноны. Император Хуэй-цзун, провальный правитель, но гениальный каллиграф, изобрел изысканное «журавлиное письмо», компенсируя государственные неудачи эстетическими триумфами. В таких историях искусство предстает альтернативной реальностью, куда уходят от жестокости и бессмысленности мира.

Финальные страницы книги посвящены тому, что можно назвать философией детали. Клетка-обманка для сверчка (XVIII век), имитирующая книгу, превращается в метафору мира. Лодочка, вырезанная на оливковой косточке с выгравированным внутри стихо­творением, концентрирует поэзию в миллиметре пространства. Стулья эпохи Мин, повторяющие форму чиновничьей шапки, кодируют социальную иерархию в предмете мебели.

Это искусство остается загадкой, потому что мы задаем ему не те вопросы. Мы ищем в нем драму художника, а находим мудрость цивилизации. Ищем эволюцию стилей, а видим диа­лог с вечностью. Приходим в музей за красотой, а сталкиваемся с технологией власти и гармонии. Книга «Китайское искусство. 5000 лет истории» предлагает научиться ценить не руку конкретного мастера, а дыхание эпох, не индивидуальный гений, а коллективный разум цивилизации. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+