В Москве есть дивное место — Центральный музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Он расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря, где переплетаются природа, архитектурные памятники и древнерусское искусство. Это один из немногих в России специализированных музеев русского церковного искусства Средневековья. Уже ради одной этой атмосферы сюда стоит заглянуть, а находится он совсем недалеко от центра столицы.
Основная экспозиция располагается в церкви Михаила Архангела XVII века. На территории также есть лапидарий с уникальной коллекцией белого камня (саркофаги, надгробия, архитектурные детали конца XIV — XVII веков) и деревянная звонница — наконец-то можно услышать живые колокола, чей звук раздается по всему монастырскому двору. В Спасском соборе и в храме Святого Дмитрия Донского еженедельно идут службы. Особое очарование этому месту придает то, что здесь, под сенью древних стен, нашел последнее пристанище великий иконописец Андрей Рублев.
После осмотра достопримечательностей неизменно хочется есть. И здесь музейный комплекс не подвел: в бывших служебных помещениях расположилось кафе «Изразцы». Каменное здание внутри больше напоминает трапезную, чем кафе. Три общих стола и небольшой банкетный зальчик создают атмосферу монастырской коммуналки, а не уединения — здесь все друг у друга на виду, едят лицом к лицу.
Запах — столовский, плотный, тяжелый. Интерьер аскетичный: белые каменные стены, деревянные вставки, деревянная же массивная мебель. Заказы принимают официанты. Меню ясное-понятное советско-европейское: колбаски, паста, пицца, супы и салаты. Цены демократичные, чуть ниже средних по городу. Готовят из качественных продуктов, кормят добротно. На вопрос о кухонных ограничениях из-за расположения на святой земле, где покоится прах Андрея Рублева, администратор ответил: «Нет, ограничений нет, но у нас всегда есть постные блюда, а в Великий пост делаем отдельное меню». Из алкоголя — только сидр и пиво, что вполне в духе места: не возбраняется выпить кружечку, но без излишеств.
При этом изразцов в интерьере не видно. Но они же должны быть. Тем более что у кафе такое название, а у музея их целая коллекция — более 250 экземпляров, начиная с XVI века. Директор музея Михаил Миндлин пояснил: некоторые изразцы стоят прямо на подоконниках; чтобы их увидеть, нужно подойти ближе к окнам. В распоряжении кафе несколько образцов изразцов XIX века, они принадлежат музею. Их, как и все остальное, охраняет Росгвардия. Недавно их осмотрели специалисты и решили отправить на реставрацию, так как обнаружили повреждения и сколы. Первый раз вижу кафе «Изразцы», в котором нет изразцов. Также Миндлин рассказал, что обедает в этом кафе регулярно, предпочитает мясную солянку — густую, наваристую, с правильной кислинкой.
Заведение передает дух музея, но не полностью. Я бы убрала пиццы и пасты, сделала акцент на монастырских чаях и выпечке, сократив меню. Однако чтобы погреться и посмотреть на вернувшиеся с реставрации изразцы, сюда вполне можно зайти. Особенно в промозглый день, когда так приятно сидеть за массивным деревянным столом с кружкой чая с каркаде и малиной, представляя, как здесь было во времена Андрея Рублева.