18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Павел Никонов, человек из легенды и творец живописного эпоса

Павел Никонов. Август 2025. Фото: Павел Отдельнов
Павел Никонов. Август 2025.
Фото: Павел Отдельнов

На 96-м году жизни скончался Павел Никонов, народный художник России и просто большой художник — один из тех, кто расставлял вехи и определял характер отечественной живописи во второй половине ХХ века. Да и в начале следующего столетия тоже

Так нередко бывает в истории искусства: имя художника прочно сцепляется с каким-то одним явлением и эта связка становится главным ориентиром для последующих поколений. Вот и здесь тоже: говорим «Никонов», подразумеваем — «суровый стиль». Что не совсем справедливо даже с сугубо хронологической позиции.

Да, Павел Никонов был в числе важнейших действующих лиц того исторического процесса: сталинский соцреализм вытеснялся (с немалыми трудностями) другой эстетикой и новым образом «человека труда». На рубеже 1950–1960-х годов группой молодых художников — не то чтобы очень сплоченной, но охваченной сходными идеями — был предпринят коллективный натиск, который в итоге увенчался успехом. Но еще до того, как эти «дерзкие выпады» переквалифицировались в новый официоз, Никонов оказался в опале: его картину «Геологи» (1962) жестко раскритиковал Никита Хрущев и автору потом долгое время перекрывали кислород. А когда у него все-таки появилась возможность начать пожинать плоды той первой, почти скандальной славы, выяснилось, что Никонов теперь движется в другом направлении. Весь его «суровый период» длился лет пять от силы, а вот «деревенская тема», ставшая для него, по сути, главной, многое определила на десятилетия вперед.

Павел Никонов. «Геологи». 1962.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Павел Никонов. «Геологи». 1962.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Хотя и тут необходимы уточнения. Не следует отождествлять Павла Федоровича с так называемыми деревенщиками, приверженцами особого пути русской деревни и певцами ее посконного уклада. Никоновская деревня — это бездонное пространство между небом и землей, в котором разворачивается бесконечный циклический эпос. Любое событие здесь превращается в метафору или притчу, а вся обыденность словно проникнута космогонией. Эта концепция не просто подчеркнута живописной экспрессией, а буквально зиждется на ней. Реальная жизнь в деревне Алексино (прежде Калининской, теперь Тверской области), где художник ежегодно проводил летние месяцы, подбрасывала ему сюжеты и мотивы, которые он трактовал на собственный лад, не имея никакой склонности ни к бытописанию, ни к умилению.

Это была довольно автономная сфера деятельности, однако Павел Никонов никогда не стремился к отшельничеству. Правда, с тех пор, как угасло в 1970-х близкое ему по духу выставочное объединение — группа «Девять» (туда входили, в частности, его брат Михаил Никонов, Николай Андронов с Натальей Егоршиной, Владимир Вейсберг), он уже не примыкал ни к каким художественным сообществам. Но продолжал регулярно показывать на выставках новые работы и не производил впечатления человека не от мира сего. А уже в постсоветские времена, в 1999 году, он стал профессором живописи в Суриковском институте, где и сам некогда обучался. Эта глава в биографии оказалась очень значима — и для него самого, а в еще большей мере для его студентов, которые восприняли доставшуюся им «школу Никонова» как подарок судьбы.

Павел Никонов. «Ноша». 2025 Фото: архив художника
Павел Никонов. «Ноша». 2025
Фото: архив художника

Титулы и регалии не миновали Павла Федоровича, их набралось несколько: народный художник РФ, член президиума и академик Российской академии художеств. Однако его искусство никогда не было официальным, нормативным, благополучным. Впервые прикоснувшись к живописи «первого авангарда» лишь в возрасте под 30, он многое для себя почерпнул оттуда, только интерпретировал по-своему, и шел отдельной дорогой, не обращая внимания ни на «линию партии», ни на «актуальную повестку». В любые времена такое не каждому по плечу.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+