18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чашечка кофе с господином Геймлихом: как кофейни подменяют галереи

Автор текста
Алёна Лапина
Журналист, автор телеграм-канала «Фуршета не будет»
Кофейня Skuratov, Казань, Сибгата Хакима, 62.  Фото: Skuratov Coffee
Кофейня Skuratov, Казань, Сибгата Хакима, 62.
Фото: Skuratov Coffee

Сеть кофеен Skuratov придумала идеальный рецепт арт-демократии: одна часть повседневности, две части таланта, без грамма институционального пафоса. Искусство, которое не ждет приглашения, а просто приходит туда, где люди пьют кофе

Знаете, что общего между нитрокофе, круассаном и инструкцией по спасению жизни? В России это называется «пойти в „Скуратов“». Пока в Америке таблички с приемом Геймлиха, помогающим при удушье, висят в общепите согласно закону, у нас они появляются по заказу сети кофеен, первая из которых открылась в Омске около десяти лет назад. Сейчас их уже больше 60, а география охватывает Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самару и Казань.

Работа Марии Шинкевич. Кофейня Skuratov, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала.  Фото: Skuratov Coffee
Работа Марии Шинкевич. Кофейня Skuratov, Санкт-Петербург, Набережная Обводного канала.
Фото: Skuratov Coffee

«Работы от художников появились сразу же, с первой кофейни, — рассказывает креативный директор сети Мария Рыбка. — Это были кадры из любимых фильмов, в которые добавлялись кофейные атрибуты. Помню огромную роспись из „Криминального чтива“ в уборной — с пистолетом за бачком».

В Skuratov сделали то, о чем музеи годами говорят на конференциях, — создали работающую сеть арт-пространств без специально приглашенных кураторов. «Постепенно наша работа с художниками обрастала экспериментами, — продолжает Рыбка. — Очень много чего попробовали за эти годы и в темах, и в материалах. Выбираем преимущественно сибирских и часто именно омских авторов, даем направление, но стараемся оставлять свободу. В большинстве случаев это скорее соавторство, чем работа по строгому ТЗ».

Катя Раек. «Прием Геймлиха»/Синий Карандаш. «Криво это новое прямо». Кофейня Skuratov, Самара, Самарская, 190.  Фото: Skuratov Coffee
Катя Раек. «Прием Геймлиха»/Синий Карандаш. «Криво это новое прямо». Кофейня Skuratov, Самара, Самарская, 190.
Фото: Skuratov Coffee

Представьте, что вместо безликих стен — целая галерея. Вот питерский Turben с его знаменитыми мишками, которые в другой кофейне, «Буше», вызывают больший восторг, чем эклеры. Рядом — омская Аня Вишня, сделавшая «Геймлиха» модным арт-объектом раньше, чем это стало мейнстримом. А через стол — работа екатеринбуржца Красил Макара, превращающего уральские мотивы в понятный язык.

«Бывают сдвинутые сроки, — смеется Мария Рыбка. — Обычно удается договориться, иногда размещаем работы уже после открытия кофейни. Гости часто фотографируют искусство, и есть несколько постоянных посетителей, которые коллекционируют фото работ и приемов Геймлиха из всех наших кофеен».

Саша Архипова. «Прием Геймлиха». Кофейня Skuratov, Москва, 1-я улица Ямского Поля.  Фото: Skuratov Coffee
Саша Архипова. «Прием Геймлиха». Кофейня Skuratov, Москва, 1-я улица Ямского Поля.
Фото: Skuratov Coffee

За этими «пасхалками» не просто желание украсить стены. Это полноценная художественная миграция: работы путешествуют по городам, а зрители, пришедшие за кофе, становятся невольными участниками вернисажа.

Таким образом, в кафе реализуется выставочная программа, которую не анонсируют афиши. В Омске можно выпить кофе рядом с большущей наклейкой-лого на окне In Omsk We Trust талантливого дуэта дизайнеров Димы и Виты Штольц. С тех пор кружки с этим логотипом являются одним из самых популярных предметов фирменного мерча. В Нижнем Никита Номерз создавал инсталляции, которые идеально ложились на местный контекст. В Новосибирске в одной из кофеен сети две стены расписал известный стрит-артист Миша Мак. А во время своего арт-турне по стране, он сделал работу для кофейни в Санкт-Петербурге. В пространстве кофейни в Театре на Таганке сделали целый проект. Выставка продолжалась неделю, и включала, как рассказывают в Scuratov, разные пласты омского искусства: и магический реализм с мифологией и романтикой провинции, и минималистичную графику, и концептуальные коллажи, и эзотерические образы альтернативного Омска/JVCR (это, как знают все омичи, «Омск» в раскладке клавиатуры на латинице и бренд, придуманный художником Ренатом Латышевым, который объединяет его коллег, вдохновляющихся городом) .

Паша Пошукай. «Прием Геймлиха». Кофейня Skuratov, Казань, Сибгата Хакима, 62.  Фото: Skuratov Coffee
Паша Пошукай. «Прием Геймлиха». Кофейня Skuratov, Казань, Сибгата Хакима, 62.
Фото: Skuratov Coffee

Кажется, Skuratov придумал идеальный рецепт арт-демократии: одна часть повседневности, две части таланта, без грамма институционального пафоса. Искусство, которое не ждет приглашения, а просто приходит туда, где люди пьют кофе. А это и есть та самая «гастрономическая культура», которую мы так долго искали.

Самое читаемое:
1
Третьяковская галерея включила «Северное сияние» заново
Завершена реставрация одного из панно, созданных Константином Коровиным для знаменитой Нижегородской ярмарки 1896 года. Монументальным полотном с непростой судьбой специалисты занялись после четырех предыдущих собратьев по циклу «Крайний Север»
28.01.2026
Третьяковская галерея включила «Северное сияние» заново
2
В Музее русского импрессионизма откроется пространство «Подписных изданий»
В Москве появится первая точка петербургского книжного бренда «Подписные издания». Техническое открытие нового пространства для любителей искусства, книг и кофе состоится в Музее русского импрессионизма в день премьеры выставки «Под маской»
04.02.2026
В Музее русского импрессионизма откроется пространство «Подписных изданий»
3
Выставки Брюллова в Третьяковке и Русском музее посетили более миллиона человек
Марафон великого художника, прошедший в Государственном Русском музее и Третьяковской галерее в 2024–2026 годах, привлек рекордное количество зрителей
19.01.2026
Выставки Брюллова в Третьяковке и Русском музее посетили более миллиона человек
4
Объявлен лонг-лист XIV Премии The Art Newspaper Russia
Представляем номинантов на ежегодную премию газеты в категориях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и поздравляем лауреатов в категории «Личный вклад»
29.01.2026
Объявлен лонг-лист XIV Премии The Art Newspaper Russia
5
Эдуард Мане и Берта Моризо: четыре сезона на двоих
Организаторы выставки в Сан-Франциско впервые показали вместе четыре портрета — аллегории времен года. По мнению кураторов, эти картины, две из которых были написаны Мане, а две — Моризо, стали апогеем художественного диалога двух мастеров
03.02.2026
Эдуард Мане и Берта Моризо: четыре сезона на двоих
6
Самые ожидаемые мировые музейные открытия 2026 года
Десять новых и реконструированных музеев откроются по всему миру, от словенской глубинки до сердца Лос-Анджелеса
20.01.2026
Самые ожидаемые мировые музейные открытия 2026 года
7
В России создают новые культурные полюса
Идея о гигантских культурно-образовательных кластерах в четырех точках страны, высказанная президентом в 2018 году, уже наполовину воплотилась
21.01.2026
В России создают новые культурные полюса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2026 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+