18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Наследие империи

Предметы из обновленной коллекции Trianon от мануфактуры Bernardaud. Фото: Bernardaud
Предметы из обновленной коллекции Trianon от мануфактуры Bernardaud.
Фото: Bernardaud
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Знаменитая французская мануфактура Bernardaud представила обновленную коллекцию Trianon, вдохновленную старинными тканями

Лиможский фарфор, наряду с парфюмами из Граса и нормандским кальвадосом, считается частью культурного наследия Франции, в котором мастерство и предприимчивость отдельных персон неразрывно связаны с особенностями конкретных мест. Для Лиможа переломным моментом стало открытие в середине XVIII века месторождения белоснежного каолина — основного ингредиента для производства фарфора, который в Европе в то время был на пике популярности. Спустя некоторое время, в 1863 году, два местных промышленника открыли здесь фарфоровую мануфактуру, смекнув, что растущий в стране спрос на столовые сервизы может их обогатить. Там, в мастерской, среди прочих особенно выделялся подмастерье по имени Леонар Бернардо. И именно он главный герой этой истории.

Спустя 20 лет усердной работы Бернардо дослужился до начальника отдела продаж, благодаря чему стал партнером основателей, а ближе к концу XIX века и вовсе выкупил производство и дал компании свое имя. Так и появилась знаменитая мануфактура Bernardaud, которая, одна из последних во Франции, до сих пор принадлежит прямым потомкам основателя, продолжающим и развивающим дело предшественников. Семья Бернардо по-прежнему сохраняет ценные технические навыки, поощряет стремление к инновациям и делает акцент на творчестве. При этом успешно справляется с вызовами XXI века, уверенно глядя в будущее. В то же время историческое наследие Франции остается важной темой для творческих экспериментов бренда, и обновленная коллекция Trianon повествует как раз об этом.

Новый декор Trianon сохраняет черты великой классики, воскрешая яркие узоры и насыщенные цвета роскошных лионских тканей, заказанных Наполеоном Бонапартом для убранства императорских дворцов.

Вступив на престол в 1804 году, император Наполеон I инициировал повсеместное обновление резиденций, стремясь отразить в их интерьерах величие и современное представление о власти. Например, в замке Сен-Клу кабинет императора был затянут дамастом (плотная хлопковая ткань) желто-зеленого оттенка «шартрез» с пальметтами и коронами из плюща. А в знаменитом дворце Фонтенбло стены покоев Жозефины были задрапированы шелком с богатым флоральным орнаментом.

В стране, истощенной революцией, политика протекционизма стала мощным стимулом для национальных мануфактур. Император разместил огромные заказы на бархат, атлас, тюль и другие ткани у производителей в Лионе, тем самым поддерживая отечественную промышленность. Его примеру последовали маршалы и генералы, оформляя собственные дома по образу императорских.

Всего за два года лионские мануфактуры поставили императорскому двору около 80 км различного текстиля. Благодаря такому объему и исключительному качеству эти ткани использовались на протяжении всего XIX века, а многие экземпляры сохранились до наших дней в первозданном виде.

Вдохновением для обновленного декора коллекции Trianon послужили узоры с лионских образцов, сочетающие рисунок шахматной доски с розетками, центр которых украшают бабочки, цветы и птицы. Эта орнаментальная фантазия, полная свободы и воображения, еще во времена Наполеона стала смелым отступлением от строгости классического стиля ампир. Сейчас мануфактура Bernardaud виртуозно перенесла эту историческую эстетику на фарфор. Коллекция Trianon позволяет создавать на столе множество комбинаций, играя с узорами и оттенками. В результате рождается яркий и изысканный ансамбль, наполненный жизнерадостностью и блеском, достойный своего императорского бэкграунда.

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+