18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Услышать звон: что не так с новой книгой о звучании музея

Дмитрий Морозов. Объект Last Breath. 2020. Фото: архив художника
Дмитрий Морозов. Объект Last Breath. 2020.
Фото: архив художника
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Произведения саунд-арта не единственное, что может (или даже обязано) звучать в современном музее. Спектр широк, традиция не столь уж коротка, исследования пишутся — но до поры до времени не в России. Вроде бы пионером у нас стал Сергей Уваров

Со звуковыми исследованиями — sound studies — в России пока негусто. Можно по пальцам пересчитать авторов, которые проявили себя в этой области; среди них Анатолий Рясов и Валерий Золотухин, чьи труды вышли в рамках серии «История звука», инициированной издательством «Новое литературное обозрение». Прикоснулось к этой перспективной дисциплине и издательство «Композитор», выпустив книгу музыковеда и культуролога Сергея Уварова «Услышать музей».

Уваров подходит к теме звука с территории современного искусства. Эта связь органична, ведь интерес гуманитарных наук к звуку пробудили во многом именно художники, которые в XX веке вместе с кинетическими объектами, перформансами и видео-артом пронесли в выставочные пространства все многообразие шумов. На Западе исследования саунд-арта (чтобы показать реальный диапазон, вместо дефиса здесь можно поставить союз «и») не редкость, а вот для России книга Уварова пока, можно сказать, единственная и неповторимая — неосвоенность дисциплины автоматически возводит автора в ранг пионера.

Уваров С. Услышать музей. М.: Изд-во «Композитор», 2025. 176 с., ил.
Уваров С. Услышать музей. М.: Изд-во «Композитор», 2025. 176 с., ил.

Книга, как заявлено в аннотации, представляет собой цикл эссе, которые, ни много ни мало, «складываются в концептуальную художественную форму». Но уже на первом тексте возникает ощущение, будто ты читаешь, скорее, буклет, рекламирующий разные институции и музыкальные фестивали. Нарядно оформленные цитаты причастных лишь усиливают это впечатление.

Каждый раздел посвящен тому или иному звучащему явлению в стенах музея: концерт, перформанс, саунд-объект, саунд-инсталляция, видео-арт и, наконец, живопись, которую, как надеется автор, мы слышим в своем воображении. Все перечисленное ранжировано по уровню громкости. Громче всего, так и быть, концерт. А вот видео-арт странным образом уступает лишь картине — потому, объясняет Уваров, что кураторы предпочитают изолировать его в темных комнатах или снабжать наушниками. Тут невольно перебираешь в памяти ситуации, когда, едва зайдя на выставку, ты узнавал о видеоработе в самом дальнем зале — по звуку.

Рукопись книги победила в одной из номинаций премии «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция» — и это любопытно, если учесть, что никакой позиции в тексте не явлено. Эссе изобилуют риторическими вопросами и красноречивыми многоточиями, но лишены проблематики, фактически сводясь к перечислению и нехитрому анализу перформансов, саунд-объектов — и далее по главам. Выборка работ составлена произвольно — из того, что, по-видимому, приглянулось автору на недавних выставках или в интернете. При этом проигнорированы или забыты «Бикапо» Германа Виноградова, «Утюгон» Ивана Сотникова и Тимура Новикова, музейные саунд-проекты Петра Айду и другие важные примеры. Размытые временные и географические рамки обзора (вроде бы речь идет о современном отечественном искусстве, да не совсем) также делают общую картину обрывочной и сумбурной.

Андрей Монастырский. «Ветка». 1996.  Фото: Государственная Третьяковская галерея
Андрей Монастырский. «Ветка». 1996.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Стоит ли проявлять излишнюю строгость к книге, обращенной явно не к кругу специалистов? Соответствующую нишу уже заняла серия «История звука» — за семиотикой, феноменологией, антропологией звука это туда. А здесь — популярно и кокетливо, с эффектными иллюстрациями и парафразами вроде «Весь мир — инсталляция, а люди в нем — художники». И все же возникают сомнения насчет того, что вынесет отсюда даже непритязательный читатель.

Собственно, и самого Уварова кое-что выдает новичком в теме, за которую он взялся. В частности, очевидная оторванность его эссе от всего корпуса теоретических работ в области sound studies. По меньшей мере непоследовательно обращаться в книге к наследию композитора Джона Кейджа, отрицавшего иерархию звуков, и там же транслировать закоснелую установку о том, что бывают «лишние» шумы, такие как шаги и беседы зрителей, которые «мешают восприятию экспонатов, неизбежно портя замысел». Акустические свидетельства присутствия зрителей — это основа звуковой палитры музея, будь то Лувр конца XVIII века или сегодняшняя Третьяковка. И без этого звукового слоя «услышать музей» невозможно. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+