Вкус арт-резиденций Женя Чайка распробовала в родном Екатеринбурге, когда занималась их программой на Уральской индустриальной биеннале. Опыт этот неоценим для всего российского арт-процесса. Символично, что биеннале была первым значительным опытом сайт-специфичного подхода и только эта программа сохранилась по сей день (в 2025 году Уральская биеннале запустила новый цикл арт-резиденций в Челябинской области). До того Женя Чайка руководила резидентской программой шесть лет — с момента ее основания в 2012 году, став в 2013-м номинантом премии «Инновация» за программу арт-резиденций 2-й Уральской индустриальной биеннале, а в 2018-м — лауреатом в составе творческого коллектива 4-й Уральской биеннале (номинация «Проект года»).
Тогда же, в 2015 году, Чайка пошла в кулинарный техникум — готовила арт-площадки параллельно с пирогами и в какой-то момент совместила два эти навыка. Поразило ее то, насколько заводы похожи на кухню. «Стало понятно, что индустриальное, кулинарное и художественное производства работают по схожим принципам», — подытоживает автор свое вступление к книге, начатое с детского впечатления — о мукомольне, рядом с которой выросла.
Личный опыт аккумулировался в определения художественных резиденций как «формата-хамелеона» и «метода, который легко масштабировать», где кухня становится одним из важнейших атрибутов, ведь совместная трапеза создает атмосферу. «Гастрономизация как прием призвана подчеркнуть разнообразие этого формата и предъявить его практически жизненную значимость», — акцентирует Женя Чайка.
Каковы же советы практика? Например, в ситуации «резиденции-острова», то есть места удаленного, ограниченного своей инфраструктурой, время становится длинным, что может подчеркнуть обед. Допустим, хорошо бы подать к морковному супу хлеб на закваске, потому что «главный ингредиент в нем — время». Автор советует использовать местные продукты, превращая готовку в осознанный процесс, и применять «технику глубокого воздействия на продукты», что бы это ни значило. Но от рекомендованного в рецепте «резиденции-острова» лимонада на розовом сиропе со свежей мятой вряд кто-то откажется.
Совсем другой ритм у «резиденции чрезвычайного положения», или кризисной, где гость пережидает критическую ситуацию, оставаясь собой в профессиональном смысле. В такой резиденции усредненный уровень комфорта, здесь все подчинено элементарным правилам, а рацион просчитан. Процесс выстраивается вокруг отдельных событий, призванных вписать резидента в местное художественное сообщество. Все зависит от инфраструктуры: мастерских с инструментами, выставочных пространств, среды общения (кухни). Это временный дом художника, где все — вынужденные кочевники и готовят по очереди. Меню предлагается походное: вода, сухари, суп на кубике, гречка с тушенкой и сгущенка на десерт. «Мало что еще может быть одновременно необходимым и достаточным», — комментирует автор.
Кухня в книге рассматривается как философия коллективного творческого действия, зависящего от обстоятельств. Меню ставит акценты на «здесь и сейчас» и подмечает тонкие тенденции кулинарии резиденций, в частности крен в сторону поддержки искусства без цели капитализировать результат. Его может не быть вовсе. Куда важнее процесс, профессиональная среда, коммуникация в правильной инфраструктуре. «Кризис, вызванный пандемией коронавируса, подчеркнул, что резиденции занимают очень важную нишу в становлении художников как профессионалов и что одна из их важнейших ролей, которая раньше не формулировалась явно, — это поддержка художественного процесса вне зависимости от его результативности. Именно поэтому нам важно выделить особенно питательную для художников резиденцию», — пишет Женя Чайка.
Свои рецепты она делит по месяцам года, выстраивая ассоциации по типам резиденций через календарь. Январь — остров, февраль — кризис, марту отдана резиденция без посторонних с питанием на домашних заготовках. Июнь стоит провести в поместье — в идиллической резиденции, где традиционные блюда помогают пустить корни в землю, понять ее археологию и литературу, как модно теперь говорить, культурный код. Основным блюдом тут идет амур, запеченный в фольге на углях.
Чуткие иллюстрации Нины Бисяриной, где главная роль у столов и стульев, и строгий дизайн Марии Субботиной в сочетании с хорошей бумагой и удобным переплетом придают кулинарной книге арт-резиденций аромат домашнего застолья.
Приятный сюрприз — под финал, то есть на десерт. Здесь автор выводит хронотопы каждого подвида арт-резиденции и прилагает подробный сборник рецептов со всеми ингредиентами и их мерами. Смешивается несколько жанров: мемуары, философский трактат, кулинарная книга и альбом «воздушных замков», — 380-страничное издание фонда V–A–C с выдумкой соединяет в оригинальный коктейль опыт, частный и коллективный (первое профильное сообщество — Ассоциация российских арт-резиденций — существует шестой год).
А в качестве вишенки на этом торте — белая суперобложка с условиями и составляющими резиденций, при развороте она превращается в лаконичный постер с блюдом «гибкого формата».