18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Архитектура в миниатюре

DNK ag. Макет к проекту «Офисное здание» на улице Вавилова, 47а в Москве. Фото: Алексей Народицкий
DNK ag. Макет к проекту «Офисное здание» на улице Вавилова, 47а в Москве.
Фото: Алексей Народицкий

Выставка в Центре «Зотов» заявляет об архитектурном макетировании как об отдельном художественном направлении и вживую показывает процесс создания макета с помощью мастерской, интегрированной в экспозицию

В Центре «Зотов» открылась выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета» под кураторством Ильи Мукосея, куратора ежегодной Международной выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ Москва».

Архитектурный макет — вещь часто незаметная, он воспринимается как отголосок величия утраченного шедевра зодчества или прозаичный инструмент для проектирования зданий. Однако такие миниатюрные по сравнению с реальными постройками объекты нередко выполнены удивительно филигранно и выступают полноценным способом творческого самовыражения автора.

Этимология слова связана с французским maquette и итальянским macchietta, что в обоих случаях переводится как «набросок». Объемные эскизы будущих зданий создавали еще в древности — в Египте, Греции и Китае, а в эпоху Возрождения они стали обязательной частью проектирования. Многие модели времен Ренессанса дошли до наших дней. Например, выполненный Филиппо Брунеллески в XV веке деревянный макет купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Этот «эскиз» помог архитектору выиграть конкурс на сооружение знаменитого флорентийского храма.

Архитектурное бюро KPLN. Аэропорт Омск-Федоровка. Фото: Алексей Народицкий
Архитектурное бюро KPLN. Аэропорт Омск-Федоровка.
Фото: Алексей Народицкий

С развитием музейного дела и массового образования в XIX–XX веках у архитектурного макета появились новые функции: фиксация достижений человеческой цивилизации, сохранение культурного наследия и просветительская деятельность. Уменьшенные версии древних городов, храмов и замков вошли в экспозиции музеев по всему миру. Например, в Музее римской цивилизации в Риме воссоздан облик города в эпоху расцвета империи. Макет в масштабе 1:250 создавался на основе данных археологических раскопок и античных источников. А экспозиция Музея Кенигсберга в Зеленоградске полностью состоит из интерактивных миниатюр разрушенных немецких городов на территории современной Калининградской области. Среди прочего здесь представлен построенный в XII веке Тевтонским орденом королевский замок (Königschloss), который находился на месте нынешнего центра Калининграда, и построенный в скандинавском стиле отель Monopol в Кранце (сегодня — Зеленоградск), украшенный плоской резьбой по дереву.

Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета» показывает миниатюрные воплощения различных объектов именно как самостоятельные произведения искусства. Идея принадлежит Даниилу Катриченко, основателю архитектурной компании «Генпро», совместно с которой организован проект. Экспозиция, включающая пять тематических разделов, объединила работы почти 30 известных архитектурных бюро, дизайнеров и паблик-арт-художников. Среди них — Юрий Аввакумов, Александр Пономарев, Антон Чумак.

Владимир Плоткин. Архитектурная фантазия «Заполнение пространственной матрицы». Фото: Алексей Народицкий
Владимир Плоткин. Архитектурная фантазия «Заполнение пространственной матрицы».
Фото: Алексей Народицкий

Пожалуй, самый любопытный раздел — «Макет работает», который знакомит с закулисьем: сквозь стеклянные стены мастерской зритель может наблюдать за кропотливым процессом создания новых и реставрации старых макетов.

Раздел «Макет создает» показывает как воплощенные в жизнь, так и нереализованные архитектурные фантазии. К примеру, впервые широкой публике показаны макеты, созданные родоначальником фестиваля современного искусства «Архстояние» Николаем Полисским.

В секции «Макет напоминает» представлены модели исторических зданий. Среди них находится один из самых древних и ценных экспонатов выставки — макет Колизея, созданный итальянским мастером Антонио Кики в XVIII веке. Императрица Екатерина II приобрела его для обучения внуков, великих князей Александра и Константина. Также здесь размещен фрагмент большого деревянного макета центральной части Москвы, его создали для ВДНХ в 1976–1986 годах. Он состоял из отдельных модулей, что позволяло оперативно заменять миниатюры снесенных зданий на только что построенные. В 2010-х годах макет был заменен на новый, более технологичный.

Архитектурное бюро «Мегабудка». Макет к проекту Русского культурного центра.  Фото: Алексей Народицкий
Архитектурное бюро «Мегабудка». Макет к проекту Русского культурного центра.
Фото: Алексей Народицкий

Самый обширный раздел выставки, «Макет говорит», демонстрирует, как архитекторы с помощью миниатюр рассуждают о своем творчестве. Например, макеты признанного мастера деревянного зодчества Тотана Кузенбаева изображают здания в виде саженцев, которые словно повисли в воздухе. А раздел «Макет учит» показывает творения студентов ведущих архитектурных школ, в том числе учебной студии Александра Бродского и Надежды Корбут и архитектурной школы МАРШ.

Выставку дополняет параллельная программа: паблик-токи и лекции ведущих архитекторов и экспертов индустрии, а также мастер-классы представителей известных российских архитектурных бюро.

Центр «Зотов»
«Внутри города. Искусство архитектурного макета»
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+