18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Архитектура в миниатюре

DNK ag. Макет к проекту «Офисное здание» на улице Вавилова, 47а в Москве. Фото: Алексей Народицкий
DNK ag. Макет к проекту «Офисное здание» на улице Вавилова, 47а в Москве.
Фото: Алексей Народицкий

Выставка в Центре «Зотов» заявляет об архитектурном макетировании как об отдельном художественном направлении и вживую показывает процесс создания макета с помощью мастерской, интегрированной в экспозицию

В Центре «Зотов» открылась выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета» под кураторством Ильи Мукосея, куратора ежегодной Международной выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ Москва».

Архитектурный макет — вещь часто незаметная, он воспринимается как отголосок величия утраченного шедевра зодчества или прозаичный инструмент для проектирования зданий. Однако такие миниатюрные по сравнению с реальными постройками объекты нередко выполнены удивительно филигранно и выступают полноценным способом творческого самовыражения автора.

Этимология слова связана с французским maquette и итальянским macchietta, что в обоих случаях переводится как «набросок». Объемные эскизы будущих зданий создавали еще в древности — в Египте, Греции и Китае, а в эпоху Возрождения они стали обязательной частью проектирования. Многие модели времен Ренессанса дошли до наших дней. Например, выполненный Филиппо Брунеллески в XV веке деревянный макет купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Этот «эскиз» помог архитектору выиграть конкурс на сооружение знаменитого флорентийского храма.

Архитектурное бюро KPLN. Аэропорт Омск-Федоровка. Фото: Алексей Народицкий
Архитектурное бюро KPLN. Аэропорт Омск-Федоровка.
Фото: Алексей Народицкий

С развитием музейного дела и массового образования в XIX–XX веках у архитектурного макета появились новые функции: фиксация достижений человеческой цивилизации, сохранение культурного наследия и просветительская деятельность. Уменьшенные версии древних городов, храмов и замков вошли в экспозиции музеев по всему миру. Например, в Музее римской цивилизации в Риме воссоздан облик города в эпоху расцвета империи. Макет в масштабе 1:250 создавался на основе данных археологических раскопок и античных источников. А экспозиция Музея Кенигсберга в Зеленоградске полностью состоит из интерактивных миниатюр разрушенных немецких городов на территории современной Калининградской области. Среди прочего здесь представлен построенный в XII веке Тевтонским орденом королевский замок (Königschloss), который находился на месте нынешнего центра Калининграда, и построенный в скандинавском стиле отель Monopol в Кранце (сегодня — Зеленоградск), украшенный плоской резьбой по дереву.

Выставка «Внутри города. Искусство архитектурного макета» показывает миниатюрные воплощения различных объектов именно как самостоятельные произведения искусства. Идея принадлежит Даниилу Катриченко, основателю архитектурной компании «Генпро», совместно с которой организован проект. Экспозиция, включающая пять тематических разделов, объединила работы почти 30 известных архитектурных бюро, дизайнеров и паблик-арт-художников. Среди них — Юрий Аввакумов, Александр Пономарев, Антон Чумак.

Владимир Плоткин. Архитектурная фантазия «Заполнение пространственной матрицы». Фото: Алексей Народицкий
Владимир Плоткин. Архитектурная фантазия «Заполнение пространственной матрицы».
Фото: Алексей Народицкий

Пожалуй, самый любопытный раздел — «Макет работает», который знакомит с закулисьем: сквозь стеклянные стены мастерской зритель может наблюдать за кропотливым процессом создания новых и реставрации старых макетов.

Раздел «Макет создает» показывает как воплощенные в жизнь, так и нереализованные архитектурные фантазии. К примеру, впервые широкой публике показаны макеты, созданные родоначальником фестиваля современного искусства «Архстояние» Николаем Полисским.

В секции «Макет напоминает» представлены модели исторических зданий. Среди них находится один из самых древних и ценных экспонатов выставки — макет Колизея, созданный итальянским мастером Антонио Кики в XVIII веке. Императрица Екатерина II приобрела его для обучения внуков, великих князей Александра и Константина. Также здесь размещен фрагмент большого деревянного макета центральной части Москвы, его создали для ВДНХ в 1976–1986 годах. Он состоял из отдельных модулей, что позволяло оперативно заменять миниатюры снесенных зданий на только что построенные. В 2010-х годах макет был заменен на новый, более технологичный.

Архитектурное бюро «Мегабудка». Макет к проекту Русского культурного центра.  Фото: Алексей Народицкий
Архитектурное бюро «Мегабудка». Макет к проекту Русского культурного центра.
Фото: Алексей Народицкий

Самый обширный раздел выставки, «Макет говорит», демонстрирует, как архитекторы с помощью миниатюр рассуждают о своем творчестве. Например, макеты признанного мастера деревянного зодчества Тотана Кузенбаева изображают здания в виде саженцев, которые словно повисли в воздухе. А раздел «Макет учит» показывает творения студентов ведущих архитектурных школ, в том числе учебной студии Александра Бродского и Надежды Корбут и архитектурной школы МАРШ.

Выставку дополняет параллельная программа: паблик-токи и лекции ведущих архитекторов и экспертов индустрии, а также мастер-классы представителей известных российских архитектурных бюро.

Центр «Зотов»
«Внутри города. Искусство архитектурного макета»
До 14 ноября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+