18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Совком» продолжает отмечать 25-летие

Эрна Гапоненко. «Дети на реке». 1950-е.  Фото: Аукционный дом «Совком»
Эрна Гапоненко. «Дети на реке». 1950-е.
Фото: Аукционный дом «Совком»

Чтобы отпраздновать свои четверть века, аукционный дом проводит важные торги, на которых представлены произведения художников, охватывающие три последних столетия русского искусства

Весь нынешний год московский аукционный дом «Совком» решил считать юбилейным. Весной он уже устраивал тематические торги, которые прошли с большим успехом, как отмечает Юрий Тюхтин, основатель и глава аукционного дома, и к осени решено было собрать еще одну коллекцию. Сейчас «Совком» специализируется далеко не только на живописи советских академиков и мастеров «сурового стиля», с которых начинал 25 лет назад, — на его торгах представлены и русская классическая живопись XIX века, и работы нонконформистов, театральная графика, скульптура, фарфор. Так что каталог из 160 лотов сможет порадовать даже самого взыскательного коллекционера.

Торги по традиции начнутся с раздела театрального искусства, в котором выделяется эскиз Николая Рериха «Ночной праздник» к постановке оперы Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» на сцене Opera Comique в 1908 году. Этот эскиз упоминается как принадлежавший покровительнице искусств княгине Марии Тенишевой, наследовать которой в коллекционировании — великая честь. Он оценен в 5–10 млн руб.

Николай Рерих. «Ночной праздник». 1908. Фото: Аукционный дом «Совком»
Николай Рерих. «Ночной праздник». 1908.
Фото: Аукционный дом «Совком»

Раздел русской живописи конца XIX — начала ХХ века собрал немало крупнейших имен. Веса конкретным работам придает то, что многие из них были показаны на монографических выставках в российских и зарубежных музеях. Например, гуашь Николая Тархова «Виноградники в Орсе» (500 тыс. — 1 млн руб.) экспонировалась на персональной выставке художника в Третьяковской галерее в 2003 году. Гуашь Бориса Григорьева «На барже в порту» (1,5–3 млн руб.) была показана во Франции и опубликована в легендарной книге Андрея Толстого «Художники русской эмиграции». Большой холст Николая Тырсы «Модель на красной ткани» (1937, 5–10 млн руб.) входил в состав персональной выставки художника в Москве и опубликован в ее каталоге.

Николай Тырса. «Модель на красной ткани». 1937. Фото: Аукционный дом «Совком»
Николай Тырса. «Модель на красной ткани». 1937.
Фото: Аукционный дом «Совком»

В живописи художников рубежа XIX–XX веков представлена вся Россия: заснеженный Псков на полотне Арнольда Лаховского, морской берег Ялты у Михаила Алисова, волжский пейзаж у Виктора Бычкова, закат в Кавказских горах Ильи Занковского (это большое полотно оценено в 5–10 млн руб.). На сангине Дмитрия Стеллецкого красуются башни Кремля и Покровский собор — храм Василия Блаженного (1–2 млн руб.). Пейзажи — один из самых обаятельных и в то же время нагруженных смыслом жанров русской живописи этого периода. На предстоящем аукционе «Совкома» они представлены в изобилии, и одним из самых значительных является холст Ивана Вельца «Начало зимы. Зимний пейзаж с рекой» (1913, 10–20 млн руб.). Художник, сохраняя принципы академической живописи, обогащает их реалистическими приемами в изображении мокрого снега, голых деревьев и серенькой речки. При, на первый взгляд, скромном колорите и, казалось бы, незначительном сюжете художник, учившийся в Академии художеств у Михаила Клодта, создает впечатляющий своим масштабом и атмосферой вид средней полосы России. Своеобразием всегда поражают пейзажи Юлия Клевера. Он тяготеет к мрачным сюжетам с заброшенными мельницами и кладбищами, с затянутыми туманом водоемами, быстрыми мастерскими мазками набрасывая спутанные ветви узловатых деревьев, сквозь которые виден далекий огонек. Полотно «Рассвет над рекой. Витебск» (1899, 4,5–10 млн руб.) — идеальный пример такого пейзажа.

Юлий Клевер. «Рассвет над рекой. Витебск». 1899. Фото: Аукционный дом «Совком»
Юлий Клевер. «Рассвет над рекой. Витебск». 1899.
Фото: Аукционный дом «Совком»

Работа Петра Петровичева показывает совсем иную школу живописи — московскую (в противовес петербургской). Художник учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Исаака Левитана и Валентина Серова. Петровичев использовал приемы импрессионизма, работал на пленэре, его пейзажи полны движения и энергии, мазки буквально бурлят и трепещут. Кроме очевидных живописных достоинств его полотно «Вечер после дождя» (1908, 3–6 млн руб.), ода оттенкам зеленого, имеет интересный провенанс. Оно происходит из коллекции изобретателя Юлия Невзорова, одного из редчайших советских коллекционеров, собрание которого было легализовано и который в 1970–1980-х годах давал свои работы на выставки и дарил музеям.

Петр Петровичев. «Вечер после дождя». 1908. Фото: Аукционный дом «Совком»
Петр Петровичев. «Вечер после дождя». 1908.
Фото: Аукционный дом «Совком»

Советский раздел, знаковый для аукциона «Совком», собрался, по выражению Юрия Тюхтина, «очень плотным». Здесь представлены самые знаменитые советские академики, начиная с Дмитрия Налбандяна, кисти которого принадлежит масло «Горький и Толстой в Ясной Поляне» (1954, 600 тыс. — 1,2 млн руб.). Впрочем, в творчестве художников социалистического реализма выбрана лирическая струя: пейзажи, жанровые сцены. «Дети на реке» Эрны Гапоненко (1950-е, 3–6 млн руб.) с ребятишками, пускающими кораблик, — воплощение этого оптимистичного стиля. Торжественная «Зима» Бориса Яковлева (1936, 300–600 тыс. руб.), яркая картина «На току» Валентина Бернадского (1959, 300–600 тыс.) — все они станут достойным пополнением частной коллекции.

Советское искусство немыслимо без этапа рубежа 1950–1960-х годов, «сурового стиля», когда главными сюжетами полотен стали трудовые будни современников, основными живописными приемами — лаконичные цветовые плоскости и четкие контуры, настроением — героика и монументальность. Широтой океанского простора наполнена небольшая картина Петра Оссовского «Набережная Гаваны» (1961, 400 тыс. — 1 млн руб.). Эталонной для этого стиля работой, подчеркивающей ценность обыденных предметов, выступает «Натюрморт с луком» Виктора Иванова (1997, 900 тыс. — 1,8 млн руб.).

Валентин Бернадский. «На току». 1959. Фото: Аукционный дом «Совком»
Валентин Бернадский. «На току». 1959.
Фото: Аукционный дом «Совком»

На предстоящих торгах весьма значительным выглядит раздел современного российского искусства. Его топ-лот — «Портрет» (2007) Олега Целкова, агрессивная «рожа» или «морда», как он сам называл своих персонажей, срывающих маски с целого поколения. Олег Целков — один из самых дорогих художников современной России; его работа, имеющая сертификат подлинности от жены художника, на торгах оценена в 7–14 млн руб. В каталоге аукциона также представлена воздушная, растворяющаяся в пространстве «Белая архитектура» Владимира Вейсберга (1980, 3–10 млн руб.) и «Композиция» Дмитрия Плавинского (1962, 2–4 млн руб.) со сложной, покрытой трещинами и наростами смолы поверхностью. Список нонконформистов продолжается именами Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Оскара Рабина. За переход к XXI веку отвечает работа «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» (1990–2025, 370 тыс. — 1 млн руб.), печать на холсте по мотивам знаменитой фрески Дмитрия Врубеля на Берлинской стене (работа происходит из собрания сына художника). Стоит упомянуть, что на недавнем сентябрьском аукционе «Совком» по беспрецедентной для этого автора цене — 4,3 млн руб. — был продан портрет Владимира Жириновского. Многократно превысив старт, изображение легендарного политика авторства Дмитрия Врубеля вызвало настоящий ажиотаж среди участников торгов. В разделе современного искусства аукциона заслуживает внимания застывший «Полдень» (2024, 1,25–2 млн) Марии Сафроновой, стенд с творчеством которой на Cosmoscow 2025 был мгновенно распродан.

Оскар Рабин. «Город и цветы». 1974. Фото: Аукционный дом «Совком»
Оскар Рабин. «Город и цветы». 1974.
Фото: Аукционный дом «Совком»

Живопись и графика — это далеко не все, что будет представлено на предстоящем аукционе. На торгах будут разделы фарфора (с авторскими вазами Императорского — Ленинградского фарфорового завода), фотографии (с отпечатками Евгения Халдея и Якова Халипа), скульптуры. В последнем попадаются уникальные работы: например, эскиз из гипса скульптурной группы «Хлеб» Веры Мухиной для Нового Москворецкого моста в Москве (1938, 500 тыс. — 1 млн руб.) или группа «Физкультурники» из тонированного гипса (1937, 500 тыс. — 1 млн руб.) Иосифа Чайкова, известного своими динамичными композициями.

Аукцион состоится 14 октября в 19:00. Предаукционная выставка открыта с 1 по 13 октября.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+