Новое здание Пермской государственной художественной галереи, куда она наконец переезжает из Спасо-Преображенского кафедрального собора (с двухлетней остановкой на территории бывшего телефонного завода «Телта»), должно открыться для публики этой осенью. Строительство уже закончено, идет установка оборудования, настройка климата, подготовка документации к сдаче — рассказала нашему изданию директор галереи Юлия Тавризян.
Пермская государственная художественная галерея была основана в 1922 году. С 1932-го она располагалась в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, здании в стиле классицизм, построенном в 1798–1820 годах. В 2011 году собор был официально возвращен Русской православной церкви, но по договоренности галерея оставалась там вплоть до 2023 года, а под богослужения выделили помещение с отдельным входом. Поиски нового места шли трудно, в том числе потому, что одному из крупнейших музеев Урала с 55 тыс. единицами хранения (в диапазоне от артефактов Древнего Египта до современного искусства, включая одно из лучших в стране собраний религиозной деревянной скульптуры) требовалось большое пространство. В 2021 году началось строительство нового здания. Из-за нарушения естественной вентиляции после ремонта фасада церкви хранить там экспонаты стало опасно, и в 2023-м фонды спешно перевезли во временное хранилище на территории бывшего телефонного завода «Телта» на улице Окулова.
Музей откроется выставкой, названной «Дом». С одной стороны, это намек на то, что у галереи впервые появился собственный дом, построенный специально для нее, с другой — проект расскажет о том, что такое для каждого человека дом: место покоя, радости, убежище от внешнего мира. На выставку собрали 170 экспонатов — от Игоря Грабаря и Бориса Кустодиева до Владимира Конашевича и Анатолия Каплана. Тогда же откроется первый из залов постоянной экспозиции. Предсказуемо это будет зал легендарной пермской деревянной скульптуры, причем количество выставляемых предметов увеличится вдвое (многие из них специально реставрировались к открытию). За ними последуют кабинет древностей и иконопись.
Решение открывать залы постоянной экспозиции не одновременно, а по очереди вполне логично и связано с изменением общей концепции галереи. Пространство собора, несмотря на свою красоту, позволяло демонстрировать лишь 1% музейного собрания — на новой площади (21,6 тыс. кв. м) хватило места для целых 20%. Поэтому постоянная экспозиция будет охватывать всю историю искусства и включать 14 залов, из которых в этом году собираются открыть только половину, они займут один этаж.
Впоследствии из пяти этажей музея постоянной экспозиции будет отведено два. Кроме уже упомянутых это будут залы, посвященные народному искусству Пермского края, западноевропейскому искусству, русскому (вплоть до конца ХХ века, включая авангард, соцреализм и другую сторону искусства той эпохи — Владимира Вейсберга, Эрнста Неизвестного, Михаила Рогинского и других). «У нас есть возможность показать камерное искусство советского периода, — объясняет Юлия Тавризян. — Например, появляется небольшая экспозиция, посвященная парижской Всемирной выставке 1937 года, поскольку у нас хранятся эскизы Александра Дейнеки, эскиз Веры Мухиной к „Рабочему и колхознице“, а также панно Владимира Люшина. Но рядом мы покажем совершенно нежнейшую графику 1930-х годов из наших фондов». Также появились бронекладовая, галерея фарфора и стекла, кабинеты нумизматики и графики, пространство об истории галереи. Всего к открытию новой постоянной экспозиции было отреставрировано около 1 тыс. экспонатов.
Другие три этажа (плюс еще один подземный с техническими помещениями) займут библиотека, образовательный центр, научный архив, фондохранилище, реставрационные мастерские, мультимедийный зал, кафе, магазин и зоны отдыха.
Галерея с 2021 года возводилась по проекту Сергея Чобана и его бюро Speech. Дизайном новых экспозиций в этом году занималось архитектурное бюро Project Eleven. Это одно новое здание плюс три восстановленные исторические постройки. Их силуэты со скатными кровлями XIX века и разные уровни высотности создают интересный визуальный ритм и подчеркивают характерные особенности старых индустриальных зданий. Чобан развернул корпуса галереи вдоль набережной реки Кама. По словам директора, музей станет единственным местом в Перми, откуда открывается полная панорама реки. «Город за окном становится героем, и река Кама, главное, тоже становится героем», — говорит Тавризян.
Место, где построен музей, важно для истории Перми. Галерея разместилась в культурном кластере «Завод Шпагина» (Советская улица, 1), став одним из ключевых проектов краевой инфраструктурной программы «Пермь-300». Это место является археологическим памятником «Егошихинский медеплавильный завод-поселение», напрямую связанным с историей строгановских заводов. В этот же кластер переезжает подразделение краеведческого музея со своим проектом о пермском геологическом периоде. Здесь же есть выходы пород пермского периода, есть Дом музыки (где уже сейчас проходит Дягилевский фестиваль), устроена экотропа.
«Наш переезд, с одной стороны, открывает для горожан новое место, а с другой — это одна из старейших пермских территорий», — указывает Юлия Тавризян.
По ее словам, с пешей доступностью этой локации все хорошо, с транспортной же пока сложнее: идет реконструкция путепроводов через железную дорогу (она проходит прямо под окнами). Мэрия помогает сделать место более привлекательным: сейчас строится новая очередь набережной как раз возле музея, открываются новые прогулочные зоны вдоль Камы.
«Это история про то, что огромное пространство в центре Перми очень долго было закрыто, было белым пятном. А сейчас, оказывается, это большое, интересное пространство, и галерея становится его флагманом», — говорит директор Пермской художественной галереи.