18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дмитрий Краснопевцев в AZ/ART: метафизический театр неподвижности

Дмитрий Краснопевцев. «Рыба без головы и плошка с яйцами». 1966.  Фото: Коллекция фонда "Прометей"
Дмитрий Краснопевцев. «Рыба без головы и плошка с яйцами». 1966.
Фото: Коллекция фонда "Прометей"
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

В Центре современного искусства AZ/ART подготовили выставку к 100-летию художника. В экспозиции около полусотни философских работ Дмитрия Краснопевцева — от ранних рисунков 1940-х годов до живописи 1990-х

У художника Дмитрия Краснопевцева (1925–1995) нет персонального музея, но — редкий случай для фигур ХХ века, особенно в России, — обстановка его мастерской все же была музеефицирована. Три десятилетия назад вдова Краснопевцева передала домашнее собрание всевозможных артефактов отделу личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, где оно экспонировалось почти в том же виде, что и при жизни хозяина. Сейчас тот набор предметов хранится в запаснике, однако к 100-летию мастера в Центре современного искусства AZ/ART решили хотя бы фрагментарно воссоздать былую квартирную «инсталляцию». Отдельные предметы остались у Елены Бочковой, наследницы четы Краснопевцевых, и сейчас они становятся частью юбилейной выставки.

Дмитрий Краснопевцев в мастерской.  Фото: Георгий Кизевальтер
Дмитрий Краснопевцев в мастерской.
Фото: Георгий Кизевальтер

Эти экспонаты важны для «настройки» зрительского восприятия. Долгое время Краснопевцев зарабатывал на жизнь рисованием киноплакатов для издательства «Рекламфильм». Занятие это требовало энергичных визуальных решений, использования броских колоритов и коллажных приемов. Но в своей живописи и станковой графике — такая работа шла параллельно — он придерживался противоположной стратегии. Главным жанром для него стал натюрморт, причем не пышный, изобильно барочный, а лаконичный, если не сказать аскетичный. Глиняные сосуды и черепки, бутылки, подсвечники, книги, засушенные букеты, морские раковины и камешки — эти предметы в разных сочетаниях художник помещал в почти безвоздушную среду, закрытую от внешнего мира. Он не стремился к жизнеподобию, сосредоточившись на метафизическом смысле. «Его натюрморты — удивительные философские притчи», — полагает Наталья Волкова, главный хранитель Музея AZ и куратор выставки.

Дмитрий Краснопевцев. «Висящие рыбы и сосуды». 1960. Фото: Коллекция AZ
Дмитрий Краснопевцев. «Висящие рыбы и сосуды». 1960.
Фото: Коллекция AZ

При этом произведения Дмитрия Краснопевцева отнюдь не анемичны — они обладают внутренней динамикой и даже остротой. Сам художник определял понятие гармонии фразой «равновесие неравного» (эти слова вынесены в заголовок выставки). Созданный им герметичный мир начисто лишен признаков социальной злободневности, тем не менее он расценивался многими современниками как намеренный эскапизм, сознательный уход от опостылевшей советской действительности. Отчасти они наверняка были правы, только стоит иметь в виду, что метафизический контекст всегда основан на внутреннем строе художника, на его особой чувствительности к незримому. Внешние обстоятельства могут лишь помочь или помешать выявлению этого свойства.

Дмитрий Краснопевцев. «Натюрморт с засохшими цветами». 1969.  Фото: Коллекция AZ
Дмитрий Краснопевцев. «Натюрморт с засохшими цветами». 1969.
Фото: Коллекция AZ

«У нас камерная выставка-размышление — атмосферная, эмоциональная. Дмитрий Краснопевцев по образованию был художником театра, и мы его работы преподносим как своего рода театр вещей», — рассказала нашему изданию Наталья Волкова. В качестве «художника-постановщика» Музей AZ впервые пригласил известную московскую художницу и куратора Катю Бочавар.

В экспозицию включено около полусотни работ разного времени — от ранних рисунков 1940-х годов до живописи 1990-х. Представлены только частные коллекции — самого Музея AZ, фонда «Прометей» и ряда столичных собирателей искусства.

Дмитрий Краснопевцев. «Две зеленые чаши с предметами». 1972. Фото: Коллекция фонда "Прометей"
Дмитрий Краснопевцев. «Две зеленые чаши с предметами». 1972.
Фото: Коллекция фонда "Прометей"

К открытию обещан объемистый каталог живописи Краснопевцева, подготовленный Александром Ушаковым, — не резоне, но почти полный свод с некоторыми вынужденными лакунами. Наталья Волкова говорит также о насыщенной музыкальной программе: «Будут звучать записи музыки в исполнении Святослава Рихтера — между ним и Краснопевцевым была эпохальная, судьбоносная связь. А еще предполагается живая музыка, так что стоящий в зале рояль тоже станет участником экспозиции». 

Центр современного искусства AZ/ART
«Краснопевцев. Равновесие неравного. К 100-летию со дня рождения художника»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+