18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новый зритель — человек рассеянный, но это не страшно

Опера-перформанс «Море и солнце (Марина)», представленная в павильоне Литвы на 58-й Венецианской биеннале (2019), удостоилась тогда Золотого льва, главной награды форума.  Фото: Andrea Avezzù
Опера-перформанс «Море и солнце (Марина)», представленная в павильоне Литвы на 58-й Венецианской биеннале (2019), удостоилась тогда Золотого льва, главной награды форума.
Фото: Andrea Avezzù
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

В «Ад Маргинем Пресс» вышла новая книга Клэр Бишоп «Рассеянное внимание. Как мы смотрим на искусство и перформанс сегодня». Автор размышляет в ней о тех психологических феноменах, которые сопровождают восприятие современных художественных практик

Танцевальный перформанс, на много дней занимающий здание музея. Выставка из пространных видео, чей суммарный хронометраж превышает длительность работы экспозиции. Большие инсталляции-исследования, просмотр которых превращает зрителя в посетителя читального зала или архива. Подобные работы многим знакомы и не вызывают иной реакции, кроме сетований на нехватку времени и превышение возможностей восприятия. В лучшем случае эти опусы удается просмотреть на бегу или, засняв на телефон, пересмотреть позже и поделиться с друзьями фрагментами. Именно такие произведения и сопутствующее им рассеянное внимание без глубокой концентрации стали предметом новой книги британско-американского теоретика Клэр Бишоп.

Выпущенная на английском год назад издательством Verso книга, по признанию автора, не задумывалась как целостное исследование. В нее вошли четыре эссе, написанные по другим поводам, но, как выяснилось, объединяемые сквозным мотивом. А именно проблемой внимания, которое в сетевом дигитальном мире не способно к сосредоточению и нарушается потоком сообщений и обновлений в социальных сетях.

Бишоп К. «Рассеянное внимание: Как мы смотрим на искусство и перформанс сегодня» / Пер. с англ. Н. Котик. М: Ад Марги- нем Пресс, 2025. 224 с.
Бишоп К. «Рассеянное внимание: Как мы смотрим на искусство и перформанс сегодня» / Пер. с англ. Н. Котик. М: Ад Марги- нем Пресс, 2025. 224 с.

Попутчиками такого рассеянного внимания оказываются новые художественные практики. Например, исследовательское искусство — инсталляции Рене Грин или Вольфганга Тильманса, погружающие зрителя в бесконечные цепочки фактов и образов. Или выставки-перформансы вроде проектов Анны Имхоф, чьи танцевальные действа начинаются и, прервавшись, возобновляются на протяжении многодневной выставки. Сюда же Бишоп относит искусство несанкционированных интервенций. Например, движение The Yes Man, чьи провокации рассчитаны на эффект, производимый в массмедиа, и потому апеллируют не к целостному, а к волнообразному восприятию, основанному на документации в Сети.

Бишоп чужды назидательный тон и технопессимизм с сетованиями на утерю способности концентрироваться на сути произведений. Подобный — ныне утрачиваемый — тип внимания автор книги называет «нормативным», его генеалогию возводит к становлению индустриального общества, в котором сосредоточенность на процессе труда означала максимизацию прибыли. Той же цели служили и психологические концепции внимания и восприятия — среди их создателей в книге упоминаются Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс.

70-минутная опера-перформанс «Море и солнце (Марина)» в павильоне Литвы на 58-й Венецианской биеннале (2019).  Фото: Andrea Avezzù
70-минутная опера-перформанс «Море и солнце (Марина)» в павильоне Литвы на 58-й Венецианской биеннале (2019).
Фото: Andrea Avezzù

«Нормативное внимание» Бишоп противопоставляет вниманию гибридному, нарочито избегая определений «отвлеченное» или «нарушенное» как дидактичных и обесценивающих. Гибридное внимание предполагает избирательность, переключение восприятия между центром и периферией, одновременное нахождение «здесь и теперь», если речь идет о живом перформансе, и «там и тогда», если комментируется происходящее на экране смартфона.

Как это влияет на искусство? Современные произведения «становятся менее самоценными, менее тотальными; они дают нам пространство для мобильности и общения, для реакций, разговоров, публикаций и архивирования в процессе просмотра». В этом смысле зритель на выставке, со смартфона пересылающий фото с нее друзьям, сам соавтор происходящего. Подобный «коллективный эффект», продолжает Бишоп, цитируя своего коллегу Ричарда Шехнера, «не отвлекает — он естественный, относящийся к происходящему, как поедание хот-догов на бейсбольной игре».

70-минутная опера-перформанс «Море и солнце (Марина)» в павильоне Литвы на 58-й Венецианской биеннале (2019).  Фото: Andrea Avezzù
70-минутная опера-перформанс «Море и солнце (Марина)» в павильоне Литвы на 58-й Венецианской биеннале (2019).
Фото: Andrea Avezzù

Избирательность внимания, к сожалению, становится не только предметом анализа, но и подводным камнем книги Бишоп, которая, как и в предыдущих работах о партиципаторных практиках и об инсталляции, столь сильно увлекается своими идеями, что подчас анализирует исследуемую область весьма выборочно. Как произошло, например, во введении к новой книге с обзором проблемы внимания, в который попали хоть и классические, но написанные в XIX веке тексты основателей психологии, — а за минувшие 100 с лишним лет наука все же пополнилась множеством других концепций. Или вот еще: осуждая дидактизм идеи «нормативного внимания», автор сама игнорирует дидактичность в работах таких коллективов, как, например, Forensic Architecture.

К интересным находкам можно отнести представление о внимании как о заботе — близости к созвучному тебе по духу, избирательному тяготению и взаимности, «участию в том, что волнует других». Такой взгляд терапевтичен, как и основная идея Бишоп о том, что рассеянное внимание не порок, а навык. Это ключ к пониманию и инструкция по восприятию современного искусства, которыми, по признанию автора, пользуется и она сама, регулярно на выставках доставая из кармана смартфон. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+