18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Центр «Зотов» совместно с Музеем AZ подготовил выставку о журнале «А — Я»

Андрей Абрамов. Без названия. 1978.  Фото: Коллекция Антона Козлова
Андрей Абрамов. Без названия. 1978.
Фото: Коллекция Антона Козлова
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Журнал «А — Я» был своего рода музеем на бумаге. Выставка призвана развернуть музейную ипостась в пространстве, материализовать ее. И заодно исследовать, как художники 1970-х открывали русский авангард

«А — Я» — первый неподцензурный журнал о советском неофициальном искусстве, выходивший в Париже на русском и английском языках в 1979–1986 годах. В нынешнем тысячелетии «А — Я» выдержал два репринтных переиздания (2004, 2021), в 2008 году ему посвятили выставку в Центре Сахарова, в 2023-м увидел свет двухтомник переписки всех вовлеченных лиц, из которой стало ясно, что отношения между художниками и издателями не всегда были безоблачными и противоречий хватало.

Журнал был своеобразным музеем на бумаге: многие работы увидели свет именно на его страницах (например, альбом «Прямоугольник, который стремится стать кругом» Виктора Пивоварова), а о ряде явлений и имен читатели узнали благодаря этим публикациям. С одной стороны, его зачинщики выступали как исследователи искусства, с другой — сами оставались его активными деятелями, и их суждения были далеко не беспристрастными.

Казимир Малевич. «Супрематизм». 1920.  Фото: Российский государственный архив литературы и искусства
Казимир Малевич. «Супрематизм». 1920.
Фото: Российский государственный архив литературы и искусства

За основу взяли одну из рубрик «А — Я» — «Наследие», в которой отцы-основатели журнала Игорь Шелковский и Александр Сидоров публиковали малоизвестные архивные материалы об искусстве 1910–1920-х годов. Издатели, что называется, шли по целине, потому что в конце 1970-х история русского авангарда только-только начинала складываться.

За экспозиционный дизайн на выставке отвечает Александр Бродский. В центре зала архитектор спроектировал белый куб, внутрь которого поместили публикации раздела «Наследие»: теоретические статьи Казимира Малевича, фрагменты из дневников Павла Филонова, переписку Василия Чекрыгина с Михаилом Ларионовым... Все эти бесценные реликвии снабжены комментариями по поводу их провенанса и подготовки к публикации.

Снаружи куба развернута история самого журнала. Кураторы надеются донести до современного зрителя, привыкшего к стремительному обмену информацией, каких колоссальных усилий стоило издание в докомпьютерную эпоху: сколько времени уходило на изготовление цветных слайдов, на отправку и получение бумажных писем, на пересылку корреспонденции за границу. Даже просьба написать статью требовала личной встречи.

Софья Дымшиц-Толстая. Обложка сборника «Интернационал искусства». Эскиз. Фото: Российский государственный архив литературы и искусства
Софья Дымшиц-Толстая. Обложка сборника «Интернационал искусства». Эскиз.
Фото: Российский государственный архив литературы и искусства

Но дело не только в сложностях. В 1970-е годы в среде художников отношение к авангарду начала XX века уже было критически-скептическим, без пиетета, свойственного шестидесятникам. На пластическом уровне выставка призвана показать эту двойственность, любовь-нелюбовь, уважение-иронию. Работавшие в постмодернистской парадигме московские концептуалисты были бесконечно далеки от созидательного, модернистского пафоса того же Малевича. Вместе с тем отношение последнего к цвету как к некой философской, духовной субстанции в 1970-е было очень даже понятным. Короче, воображаемые диалоги были бурными.

На выставке можно увидеть работы Эль Лисицкого, Малевича, Филонова, а также Эрика Булатова, Франциско Инфанте, Ильи Кабакова, Игоря Шелковского. Помимо Русского музея и Третьяковской галереи, произведения предоставили Музей AZ, фонд «Екатерина», галеристка Алина Пинская и другие частные собрания.

Сергей Шаблавин. «Дюны. Тропинка». 1976. Фото: Музей AZ
Сергей Шаблавин. «Дюны. Тропинка». 1976.
Фото: Музей AZ

Как всегда в «Зотове», художественные работы дополнены большим количеством текстов — подход, делающий выставки в этой институции (почти) научными исследованиями. В кураторскую группу вошли Гаянэ Арутюнян, Ирина Горлова, Анна Замрий и Арина Хоменко.

В аудиогиде, подготовленном Екатериной Лазаревой, звучит голос Игоря Шелковского, который проводит слушателей через историю создания «А — Я», рассказывая о том, каким образом художники 1970-х открывали для себя авангард.

Центр «Зотов»
«Путь к авангарду: диалоги художников в журнале „А — Я“»
До 18 января

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+