В августе на платформах Wink и «ВКонтакте» появилась экспериментальная короткометражка молодого режиссера Владислава Иконникова. В «Сценарной комнате» ему удалось не только объединить звезд российских кино и медиа Константина Хабенского, Юлию Пересильд и Сергея Минаева, но и почти стереть границу между документалистикой и игровым жанром.
По сюжету, оказавшись в комнате, в которую легко попасть, но сложно выйти, герои играют самих себя. Пересильд — «я же мать». Хабенский разрывается между кадром и театром. Минаев — все тот же циник, не утративший тяги к анализу. Задача на троих одна — придумать сюжет для фильма, для которого есть лишь краткая инструкция от неизвестного режиссера: «Генеральная линия — спасение планеты».
Собственно, сам Иконников пока и есть тот самый «неизвестный режиссер». Из его работ можно вспомнить разве что комедийный сериал «Кибер Иван» про человека, прикидывающегося роботом-андроидом, и драматичную, но очень добрую короткометражную ленту «Уличное освещение». Обе, впрочем, имеют неплохие рейтинги.
На первый взгляд может показаться, что в «Сценарной комнате» все сведется к рассказу о муках творчества. Но замысел куда глубже: собравшиеся в комнате ищут не столько сценарий для картины, сколько идею для будущего. Вот только осознают они это лишь в финале, как и то, что их роли уже прописаны чужой рукой.
По сути, картина представляет собой метакомедию на стыке художественной короткометражки и документального расследования. Подобных проектов в отечественной киноиндустрии не так уж и много. Отчасти этим и объясняется согласие звезд на участие в фильме Иконникова.
Плюс сам формат предусматривал простор для актерской импровизации. Тридцать минут вместили богатую галерею трансформаций — все, что любит Константин Хабенский. Неслучайно Минаев с легкостью тормозит собравшегося было на выход худрука МХТ им. А.П.Чехова фразой: «С этой задачей справился бы Миронов».
Что до Юлии Пересильд, то, кажется, она наконец получила идеальную площадку для выражения космической самоиронии. В реальной жизни шутки про «Вызов» выглядели бы нарушением корпоративной этики, но в «Сценарной комнате» позволительно и не такое.
Кстати, любопытный факт биографии Иконникова — он учился в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. Похоже, это обстоятельство и позволило ему с профильной дотошностью разобраться в химии. Не той, что возникает между героями, а той, что отвечает за потенциал технологий и умных материалов — полимеров, которые, судя по сюжетной линии, как минимум возьмут на себя часть забот человечества. Как максимум — не дадут ему вымереть, уверены ученые из СИБУРа, МИСИС и Курчатовского института.
В любом случае «Сценарная комната» заслуживает зрительского внимания. И как источник знаний об электронном глазе, искусственной коже, композитных покрытиях для космических кораблей и разработках в борьбе с онкозаболеваниями. И как пособие по созданию концепции, где соавторами становятся топовые актеры.