18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Бертель Торвальдсен: не столько классицист, сколько классик

Бертель Торвальдсен. «Власть Амура над землей». Из серии рельефов «Амур — владыка стихий». Не ранее 1828. Музей Торвальдсена, Копенгаген. Фото: Якоб Фаурвиг
Бертель Торвальдсен. «Власть Амура над землей». Из серии рельефов «Амур — владыка стихий». Не ранее 1828. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Фото: Якоб Фаурвиг
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Прославленный датский скульптор, когда-то считавшийся лучшим в Европе, мыслил иначе, чем большинство его коллег-современников. О том, почему Торвальдсен выделялся из общего ряда, рассказывает исследование искусствоведа Леонида Таруашвили

Недавно изданная монография, посвященная Альберту Бертелю Торвальдсену (1770–1844), своеобразно, в форме рондо, завершает «движение по кругу», обращаясь к материалу, неоднократно привлекавшему внимание исследователя. Еще в 1982 году Леонид Иосифович Таруа­швили (1946–2022) защитил кандидатскую диссертацию «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма» и опубликовал крохотным тиражом пособие для студентов. Со временем появилось желание наполнить захватившую его тему новыми смыслами, связанными с глубоким погружением в эстетику искусства Древней Греции и Древнего Рима. Окончательно сформулированную и насыщенную аргументами позицию в отношении творчества когда-то лучшего скульптора Европы автор изложил в своем последнем труде, названном так же, как давняя диссертация.

Таруашвили Л. «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма. М.: БуксМАрт, 2024. 312 с., ил.
Таруашвили Л. «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма. М.: БуксМАрт, 2024. 312 с., ил.

Хотя считается, что культ Торвальдсена отошел в прошлое, как отходит в прошлое и неприятие его искусства, ничто не помешало подойти к произведениям датского мастера более беспристрастно, чем когда-либо удавалось прежде. Таруашвили противостоит некоторым уже устоявшимся мнениям, используя в качестве оружия энциклопедические знания, великолепный русский язык и добротный иллюстративный ряд. «Определить искусство Торвальдсена как классическое по своей сущности, а не только по форме, значит вернуться к воззрению, которое за последнее столетие так часто оспаривали и так редко отстаивали, что сейчас оно нуждается в специальной защите», — пишет он.

Во введении автор сразу сообщает, что работы художника разбираются им прежде, чем рассказывается об их исторических предпосылках. Таруашвили считает, что господствующие сейчас взгляды основаны не на самоценности произведений скульптора, а на общих представлениях об истории стилей в искусстве XIX века — представлениях, с которыми наследие Торвальдсена плохо согласуется. Поэтому рассуждать в таком спорном и запутанном случае, как Торвальдсен, о генезисе тех или иных художественных особенностей следует после того, как предъявлены сами эти особенности.

Бертель Торвальдсен (автор модели), Л. Ахорн (скульптор-исполнитель). «Умирающий лев». Памятник, посвященный доблести швейцарских гвардейцев, павших 10 августа 1792 года. 1821. Люцерн, Швейцария.  Фото: А. Савин
Бертель Торвальдсен (автор модели), Л. Ахорн (скульптор-исполнитель). «Умирающий лев». Памятник, посвященный доблести швейцарских гвардейцев, павших 10 августа 1792 года. 1821. Люцерн, Швейцария.
Фото: А. Савин

Хотя первая глава все же выглядит обзорной: она посвящена классицизму и его задачам в изобразительном искусстве ХVIII века. Рассматривая творчество Антонио Кановы, Жан-Антуана Гудона, Асмуса Якоба Карстенса, Жака-Луи Давида и представителей его школы, автор пристально вглядывается и в русских скульпторов. Основное положение главы заключается в выявлении противоречия между теоретическими целями и практическими результатами классицизма, никак не сводимыми к единому стилистическому знаменателю. Изложение доведено до конца 1802 года, когда на выставке в Риме со своей скульптурой «Ясон с золотым руном» появился молодой стипендиат копенгагенской Академии художеств Бертель Торвальдсен.

Во второй главе, биографической, подробно рассказано о его жизни, тогда как третья отдана истории появления искусствоведческих исследований (в основном зарубежных) и содержащейся в них оценке наследия датского скульптора.

В следующей части монографии читателю предлагается окунуться в мир образов мастера, постичь их строй и этическое содержание, причем работы рассматриваются по основным темам и мотивам, а не в соответствии с этапами биографии.

Бертель Торвальдсен. «Ночь». 1815. Рельеф. Музей Торвальдсена, Копенгаген. Фото: Якоб Фаурвиг
Бертель Торвальдсен. «Ночь». 1815. Рельеф. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Фото: Якоб Фаурвиг

По мнению Леонида Таруа­швили, творчество скульптора не претерпевало перемен в ходе развития — имело место лишь совершенствование первоначально выработанного индивидуального стиля. Отдав должное достижениям Торвальдсена, автор признает и целый ряд его явных творческих неудач. Здесь он прибегает к сравнению, чаще всего с искусством Кановы.

А завершает книгу обещанная глава о предпосылках творчества Торвальдсена. Еще до начала XIX столетия для мировой науки большое значение имели антропоцентрические исследования датских астрономов и анатомов. Поэтому неудивительно, считает Таруашвили, что самым значительным представителем национальной школы изобразительного искусства стал скульптор, репутация которого основывается на безупречном понимании человеческого тела.

Это издание содержит в себе ответ на вопрос, была ли скульптура Бертеля Торвальдсена производной от античного искусства или все-таки нет. Влияние древней классики здесь очевидно, однако вся Античность осталась бы для мастера мертвой буквой, в лучшем случае — простой школой профессиональных навыков, если бы главное в искусстве древности, его глубокое нравственное содержание, не оказалось близко собственному отношению скульптора к миру и к людям. Этим внутренним сродством и обусловлена жизненность идеала у Торвальдсена. И внутренне, и в своем искусстве он был именно тем, кем иные классицисты, его современники, только желали быть, — классиком. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+