18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бертель Торвальдсен: не столько классицист, сколько классик

Бертель Торвальдсен. «Власть Амура над землей». Из серии рельефов «Амур — владыка стихий». Не ранее 1828. Музей Торвальдсена, Копенгаген. Фото: Якоб Фаурвиг
Бертель Торвальдсен. «Власть Амура над землей». Из серии рельефов «Амур — владыка стихий». Не ранее 1828. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Фото: Якоб Фаурвиг
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Прославленный датский скульптор, когда-то считавшийся лучшим в Европе, мыслил иначе, чем большинство его коллег-современников. О том, почему Торвальдсен выделялся из общего ряда, рассказывает исследование искусствоведа Леонида Таруашвили

Недавно изданная монография, посвященная Альберту Бертелю Торвальдсену (1770–1844), своеобразно, в форме рондо, завершает «движение по кругу», обращаясь к материалу, неоднократно привлекавшему внимание исследователя. Еще в 1982 году Леонид Иосифович Таруа­швили (1946–2022) защитил кандидатскую диссертацию «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма» и опубликовал крохотным тиражом пособие для студентов. Со временем появилось желание наполнить захватившую его тему новыми смыслами, связанными с глубоким погружением в эстетику искусства Древней Греции и Древнего Рима. Окончательно сформулированную и насыщенную аргументами позицию в отношении творчества когда-то лучшего скульптора Европы автор изложил в своем последнем труде, названном так же, как давняя диссертация.

Таруашвили Л. «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма. М.: БуксМАрт, 2024. 312 с., ил.
Таруашвили Л. «Бертель Торвальдсен и проблемы классицизма. М.: БуксМАрт, 2024. 312 с., ил.

Хотя считается, что культ Торвальдсена отошел в прошлое, как отходит в прошлое и неприятие его искусства, ничто не помешало подойти к произведениям датского мастера более беспристрастно, чем когда-либо удавалось прежде. Таруашвили противостоит некоторым уже устоявшимся мнениям, используя в качестве оружия энциклопедические знания, великолепный русский язык и добротный иллюстративный ряд. «Определить искусство Торвальдсена как классическое по своей сущности, а не только по форме, значит вернуться к воззрению, которое за последнее столетие так часто оспаривали и так редко отстаивали, что сейчас оно нуждается в специальной защите», — пишет он.

Во введении автор сразу сообщает, что работы художника разбираются им прежде, чем рассказывается об их исторических предпосылках. Таруашвили считает, что господствующие сейчас взгляды основаны не на самоценности произведений скульптора, а на общих представлениях об истории стилей в искусстве XIX века — представлениях, с которыми наследие Торвальдсена плохо согласуется. Поэтому рассуждать в таком спорном и запутанном случае, как Торвальдсен, о генезисе тех или иных художественных особенностей следует после того, как предъявлены сами эти особенности.

Бертель Торвальдсен (автор модели), Л. Ахорн (скульптор-исполнитель). «Умирающий лев». Памятник, посвященный доблести швейцарских гвардейцев, павших 10 августа 1792 года. 1821. Люцерн, Швейцария.  Фото: А. Савин
Бертель Торвальдсен (автор модели), Л. Ахорн (скульптор-исполнитель). «Умирающий лев». Памятник, посвященный доблести швейцарских гвардейцев, павших 10 августа 1792 года. 1821. Люцерн, Швейцария.
Фото: А. Савин

Хотя первая глава все же выглядит обзорной: она посвящена классицизму и его задачам в изобразительном искусстве ХVIII века. Рассматривая творчество Антонио Кановы, Жан-Антуана Гудона, Асмуса Якоба Карстенса, Жака-Луи Давида и представителей его школы, автор пристально вглядывается и в русских скульпторов. Основное положение главы заключается в выявлении противоречия между теоретическими целями и практическими результатами классицизма, никак не сводимыми к единому стилистическому знаменателю. Изложение доведено до конца 1802 года, когда на выставке в Риме со своей скульптурой «Ясон с золотым руном» появился молодой стипендиат копенгагенской Академии художеств Бертель Торвальдсен.

Во второй главе, биографической, подробно рассказано о его жизни, тогда как третья отдана истории появления искусствоведческих исследований (в основном зарубежных) и содержащейся в них оценке наследия датского скульптора.

В следующей части монографии читателю предлагается окунуться в мир образов мастера, постичь их строй и этическое содержание, причем работы рассматриваются по основным темам и мотивам, а не в соответствии с этапами биографии.

Бертель Торвальдсен. «Ночь». 1815. Рельеф. Музей Торвальдсена, Копенгаген. Фото: Якоб Фаурвиг
Бертель Торвальдсен. «Ночь». 1815. Рельеф. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
Фото: Якоб Фаурвиг

По мнению Леонида Таруа­швили, творчество скульптора не претерпевало перемен в ходе развития — имело место лишь совершенствование первоначально выработанного индивидуального стиля. Отдав должное достижениям Торвальдсена, автор признает и целый ряд его явных творческих неудач. Здесь он прибегает к сравнению, чаще всего с искусством Кановы.

А завершает книгу обещанная глава о предпосылках творчества Торвальдсена. Еще до начала XIX столетия для мировой науки большое значение имели антропоцентрические исследования датских астрономов и анатомов. Поэтому неудивительно, считает Таруашвили, что самым значительным представителем национальной школы изобразительного искусства стал скульптор, репутация которого основывается на безупречном понимании человеческого тела.

Это издание содержит в себе ответ на вопрос, была ли скульптура Бертеля Торвальдсена производной от античного искусства или все-таки нет. Влияние древней классики здесь очевидно, однако вся Античность осталась бы для мастера мертвой буквой, в лучшем случае — простой школой профессиональных навыков, если бы главное в искусстве древности, его глубокое нравственное содержание, не оказалось близко собственному отношению скульптора к миру и к людям. Этим внутренним сродством и обусловлена жизненность идеала у Торвальдсена. И внутренне, и в своем искусстве он был именно тем, кем иные классицисты, его современники, только желали быть, — классиком. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+