18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Что скрывается «за кулисами» Мраморного зала

Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции. Фото: Алексей Смышляев/Фотобанк Лори
Хрустальный потолок Мраморного зала прежде можно было рассматривать, только задрав голову. Теперь появились и другие опции.
Фото: Алексей Смышляев/Фотобанк Лори
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Необычный маршрут предлагает своим гостям в этом году Российский этнографический музей в Петербурге. Желающие могут увидеть внутренние пространства, которые обычно недоступны для посетителей, в том числе чердак под стеклянным куполом

Экспозиционные залы, галереи, кабинеты — стандартный набор пространств, которые обычно доступны посетителям в музеях. Экскурсионный маршрут под названием «С обратной стороны» не только даст гостям Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге возможность увидеть служебные помещения и инженерные конструкции, но и позволит разглядеть «изнанку» гигантского хрустального плафона над знаменитым Мраморным залом.

Новый маршрут начинается как раз в этом зале, а затем экскурсантам предлагают пройти по служебным ходам и потайным лестницам, которые обычно недоступны посторонним. Маршрут ведет на чердак — под стеклянный купол, защищающий хрустальный потолок Мраморного зала от дождя, снега и слишком яркого освещения, способного навредить экспонатам.

Российский этнографический музей был учрежден императором Николаем II как этнографический отдел Русского музея. Здание для него, построенное по проекту архитектора Василия Свиньина, так и называлось — Новый корпус Русского музея (статус самостоятельного учреждения Этнографический музей приобрел только в 1934 году). Центром всей архитектурной композиции здания стал Памятный зал, посвященный Александру III, основателю Русского музея. Теперь зал носит название Мраморного.

Площадь этого уникального пространства составляет почти 1 тыс. кв. м, высота его — 15,7 м, а вместе с куполом — около 18 м. Все стены облицованы карельским мрамором. С трех сторон по периметру идет высокий цоколь с установленными на нем 28 мраморными колоннами. Цоколь опоясан скульптурным фризом со сценами из жизни народов России. Широкой публике этот зал стал известен после выхода последней экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: именно здесь снимали бал Сатаны.

Но, пожалуй, самая впечатляющая деталь оформления Мраморного зала — гигантский хрустальный потолок. Конструктивно это бронзовая сетка со вставленными в нее хрустальными плитами. На них изначально чередовались изображения двуглавых орлов и цветочных гирлянд. Во время Великой Отечественной войны потолок серьезно пострадал; позже его восстановили, но уже без двуглавых орлов. В процессе реставрации 2011 года первоначальный вид потолка был возвращен полностью.

Теперь появилась возможность детально рассмотреть эту необычную конструкцию и познакомиться с особенностями инженерного оснащения купола. Как рассказали в пресс-службе Этнографического музея, в прошлом году маршрут «С обратной стороны» был впервые опробован, а в этом — стал регулярным. Но есть одна особенность: экскурсии нельзя проводить в жаркое время, поскольку температура под стеклянным куполом достигает критических высот. Так что посетителям, мечтающим познакомиться с обратной стороной музея, придется следить за объявлениями на его сайте. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+