18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Вырезай и вставляй: малоизученные приемы французской живописи XVIII века

Антуан Ватто. «Сюрприз». Около 1718.  Фото: J.P. Getty trust
Антуан Ватто. «Сюрприз». Около 1718.
Фото: J.P. Getty trust
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Привычка превозносить искусство старых мастеров и безмерно им восхищаться сама по себе похвальна, но стоит иметь в виду, что все они были живыми людьми, подверженными искусам своего времени

Значительная часть этой книги посвящена картинам трех французских живописцев: Антуана Ватто (1684–1721), Жан-Батиста Удри (1686–1755) и Франсуа Буше (1703–1770). Однако здесь часто упоминаются материалы и навыки, которые более привычны для декоративно-прикладного искусства. Дэвид Пуллинс, куратор европейской живописи в нью-йоркском Метрополитен-музее, утверждает, что французское искусство XVIII века слишком часто рассматривалось через призму Королевской академии живописи и скульп­туры. Такая предвзятость, продолжает он, усугублена чрезмерным вниманием к салонам, то есть академическим выставкам.

В своем труде «Подвижный образ от Ватто до Буше» Пуллинс стремится прежде всего продемонстрировать широкое распространение метода «вырезания и вставки», при котором фигуры — обычно людей или животных — использовались как отдельные элементы. Он прекрасно иллюстрирует этот метод, ссылаясь на практику декупажа — вырезания фрагментов гравюр и наклеивания их на ширмы и другие поверхности; это увлечение охватило Париж в 1720-х годах.

David Pullins. The Mobile Image from Watteau to Boucher. Getty Research Institute. 208 с.: 115 цв. и 30 ч/б ил. £50. На английском языке
David Pullins. The Mobile Image from Watteau to Boucher. Getty Research Institute. 208 с.: 115 цв. и 30 ч/б ил. £50. На английском языке

Пуллинс показывает, что похожий метод прививался как художникам, так и ремесленникам в процессе обучения. Оно начиналось с копирования рисунков или гравюр, изображавших части тела (например, головы или руки), которые можно было комбинировать для создания фигур, а те, в свою очередь, собирать в композиции. Несмотря на то что метод основывался на академической практике рисования с натуры, он поощрял бесконечное копирование и переработку двумерных изображений.

Такой способ работы идеально подходил для весьма популярного в 1710–1720‑х годах декоративного орнамента, известного как арабеска. У Клода Одрана III (1658–1734), знаменитого мастера арабесковых украшений, учился в юности Антуан Ватто, овладевший умением собирать композиции из разрозненных фигур. Схожая тенденция прослеживается в творчестве Удри, который тоже работал на Одрана, и даже у Буше, хотя к тому времени, когда карьера последнего пошла в гору, арабески уже вышли из моды. Буше неоднократно перерабатывал мотивы других художников. Правда, в его случае этот процесс был замаскирован особой авторской манерой, благодаря которой мотивы казались его собственными.

Натюрморт, написанный Жан-Батистом Удри в начале 1720-х, можно счесть развитием метода «вырезания и вставки».  Фото: Christie’s
Натюрморт, написанный Жан-Батистом Удри в начале 1720-х, можно счесть развитием метода «вырезания и вставки».
Фото: Christie’s

В последней главе Пуллинс рассказывает об особенностях, которыми отличались картины, созданные под влиянием этой коммерческой логики. Известные под названием tableaux chantournés, «вырезные картины», они целым рядом признаков выдавали свой генезис. В 1746 году критик Этьен Лафон де Сент-Йенн язвительно заметил, что термин «вырезные» происходит из механических ремесел. Для него и других тонких ценителей искусства подобные картины были безнадежно тривиальны.

Тем не менее концепция подвижного изображения, основанная на технологии вырезания и вставки, может подтолкнуть к более широкому пониманию произведений искусства. Она бросает вызов иерархическим различиям между изобразительным и декоративным искусством, напоминая зрителям, что картины — это не только визуальные образы, но и материальные объекты. Вдобавок она подрывает миф об индивидуальном авторстве, предполагая, что художественная практика всегда так или иначе коллективна, независимо от того, занята в ней одна пара рук или больше. В заключение Пуллинс проводит некоторые параллели, выходящие далеко за пределы французского искусства XVIII века, в частности рассуждая о минималистских абстракциях 1960-х годов американского художника Фрэнка Стеллы. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+