18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вырезай и вставляй: малоизученные приемы французской живописи XVIII века

Антуан Ватто. «Сюрприз». Около 1718.  Фото: J.P. Getty trust
Антуан Ватто. «Сюрприз». Около 1718.
Фото: J.P. Getty trust
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Привычка превозносить искусство старых мастеров и безмерно им восхищаться сама по себе похвальна, но стоит иметь в виду, что все они были живыми людьми, подверженными искусам своего времени

Значительная часть этой книги посвящена картинам трех французских живописцев: Антуана Ватто (1684–1721), Жан-Батиста Удри (1686–1755) и Франсуа Буше (1703–1770). Однако здесь часто упоминаются материалы и навыки, которые более привычны для декоративно-прикладного искусства. Дэвид Пуллинс, куратор европейской живописи в нью-йоркском Метрополитен-музее, утверждает, что французское искусство XVIII века слишком часто рассматривалось через призму Королевской академии живописи и скульп­туры. Такая предвзятость, продолжает он, усугублена чрезмерным вниманием к салонам, то есть академическим выставкам.

В своем труде «Подвижный образ от Ватто до Буше» Пуллинс стремится прежде всего продемонстрировать широкое распространение метода «вырезания и вставки», при котором фигуры — обычно людей или животных — использовались как отдельные элементы. Он прекрасно иллюстрирует этот метод, ссылаясь на практику декупажа — вырезания фрагментов гравюр и наклеивания их на ширмы и другие поверхности; это увлечение охватило Париж в 1720-х годах.

David Pullins. The Mobile Image from Watteau to Boucher. Getty Research Institute. 208 с.: 115 цв. и 30 ч/б ил. £50. На английском языке
David Pullins. The Mobile Image from Watteau to Boucher. Getty Research Institute. 208 с.: 115 цв. и 30 ч/б ил. £50. На английском языке

Пуллинс показывает, что похожий метод прививался как художникам, так и ремесленникам в процессе обучения. Оно начиналось с копирования рисунков или гравюр, изображавших части тела (например, головы или руки), которые можно было комбинировать для создания фигур, а те, в свою очередь, собирать в композиции. Несмотря на то что метод основывался на академической практике рисования с натуры, он поощрял бесконечное копирование и переработку двумерных изображений.

Такой способ работы идеально подходил для весьма популярного в 1710–1720‑х годах декоративного орнамента, известного как арабеска. У Клода Одрана III (1658–1734), знаменитого мастера арабесковых украшений, учился в юности Антуан Ватто, овладевший умением собирать композиции из разрозненных фигур. Схожая тенденция прослеживается в творчестве Удри, который тоже работал на Одрана, и даже у Буше, хотя к тому времени, когда карьера последнего пошла в гору, арабески уже вышли из моды. Буше неоднократно перерабатывал мотивы других художников. Правда, в его случае этот процесс был замаскирован особой авторской манерой, благодаря которой мотивы казались его собственными.

Натюрморт, написанный Жан-Батистом Удри в начале 1720-х, можно счесть развитием метода «вырезания и вставки».  Фото: Christie’s
Натюрморт, написанный Жан-Батистом Удри в начале 1720-х, можно счесть развитием метода «вырезания и вставки».
Фото: Christie’s

В последней главе Пуллинс рассказывает об особенностях, которыми отличались картины, созданные под влиянием этой коммерческой логики. Известные под названием tableaux chantournés, «вырезные картины», они целым рядом признаков выдавали свой генезис. В 1746 году критик Этьен Лафон де Сент-Йенн язвительно заметил, что термин «вырезные» происходит из механических ремесел. Для него и других тонких ценителей искусства подобные картины были безнадежно тривиальны.

Тем не менее концепция подвижного изображения, основанная на технологии вырезания и вставки, может подтолкнуть к более широкому пониманию произведений искусства. Она бросает вызов иерархическим различиям между изобразительным и декоративным искусством, напоминая зрителям, что картины — это не только визуальные образы, но и материальные объекты. Вдобавок она подрывает миф об индивидуальном авторстве, предполагая, что художественная практика всегда так или иначе коллективна, независимо от того, занята в ней одна пара рук или больше. В заключение Пуллинс проводит некоторые параллели, выходящие далеко за пределы французского искусства XVIII века, в частности рассуждая о минималистских абстракциях 1960-х годов американского художника Фрэнка Стеллы. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+