18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Шарова: «Для нас ценно, что мы можем показать Эрмитаж в виртуальном формате»

Екатерина Шарова. Руководитель отдела «Эрмитаж-медиа». Фото: Государственный Эрмитаж
Екатерина Шарова. Руководитель отдела «Эрмитаж-медиа».
Фото: Государственный Эрмитаж
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

По случаю запуска цифрового проекта «Один музей. Три взгляда», разработанного Государственным Эрмитажем и компанией VK, руководитель отдела «Эрмитаж-медиа» Екатерина Шарова поделилась подробностями этого сотрудничества

Как родилась идея проекта «Один музей. Три взгляда»? Кто был инициатором — Государственный Эрмитаж или VK?

Я бы сказала, что это была совместная идея. Мы с коллегами из VK сотрудничаем с 2015 года, и нам давно хотелось сделать вместе что-то глобальное. И то, что реализация этого большого проекта пришлась на красивую дату десятилетия парт­нерства с соцсетью «ВКонтакте», вышло не специально, но примечательно.

Когда Эрмитаж и VK официально начали сотрудничать, планировалось проводить прямые эфиры Hermitage Online, которые позволили бы желающим увидеть музей из любой точки мира, а также запустить приуроченные к памятным датам проекты и разместить в музее QR-коды, чтобы упростить навигацию по экспозиции. Все это осуществилось? Есть другие плоды партнерства?

Мы начали «партнериться», когда проходил первый музыкальный фестиваль под открытым небом VK Fest. Коллеги из «ВКонтакте» пришли в Эрмитаж и предложили нам принять участие. Тогда это звучало странно: уличный фестиваль, казалось бы, вообще не сочетается с классическим музеем. Однако с этого и началась долгая и плодотворная совместная работа. Мы до сих пор участвуем в VK Fest, а в 2021 году, например, запустили очень красивый проект «Хроники Дюрера», через своеобразную видеолетопись повествующий о процессе создания выставки кураторами, реставраторами, дизайнерами на примере экспозиции «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». Можно сказать, что это предтеча текущего проекта, потому что там тоже было много видеоконтента.

Постоянная экспозиция в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Постоянная экспозиция в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

На что нацелено ваше сотрудничество? Каких результатов обе стороны хотят достичь?

Нам важно обеспечить доступность коллекции Эрмитажа, так как глобальная задача музея — не только хранить шедевры, но и показывать их. Поскольку физически мы не можем демонстрировать искусство жителям всех уголков России, мы ведем активную работу по переносу произведений в «цифру». Частью этой деятельности стали партнерство с «ВКонтакте» и наше сообщество в соцсети, благодаря которому люди за пределами Санкт-Петербурга получают возможность ближе познакомиться с искусством. Больше половины наших подписчиков живут в регионах, и для нас ценно, что мы можем показать им Эрмитаж в виртуальном формате. Говорить о значении сотрудничества для VK должны они сами, но вы можете обратить внимание, что у них много культурных проектов. Наверное, это их глобальная миссия, ведь искусство — наше наследие и его нужно показывать, делать это чаще и больше. И сервисы VK позволяют это.

Иорданская лестница в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Иорданская лестница в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Многие музейные эксперты считают, что никакие мультимедийные выставки не заменят возможность посмотреть на оригинал произведения искусства. Каково ваше мнение на этот счет?

Михаил Борисович Пиотровский, наш директор, придерживается того же мнения. На самом деле мы всегда подчеркиваем, что диджитал-версия не заменит оригинал произведения, она лишь дополняет его. Но «цифра» дает возможность, например, подготовиться к визиту в музей. Наши новые маршруты можно изучить онлайн, а потом вживую пройтись по ним, посетив Эрмитаж.

Кто занимался их разработкой?

Над ними работали сотрудники Эрмитажа, которые подбирали экспонаты и соединяли их в трех связных рассказах. Чтобы взгляд на музей действительно получился свежим, мы, знающие залы Зимнего дворца наизусть, приглашали в процессе разработки экскурсий коллег из VK. Нам действительно важен взгляд со стороны — видение посетителей, журналистов, партнеров.

Журналист и писатель Сергей Минаев и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в Георгиевском зале во время подготовки цифрового проекта «Один музей. Три взгляда». Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Певица Клава Кока в процессе подготовки цифрового проекта Государственного Эрмитажа и VK «Один музей. Три взгляда». Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Стендап-комик Евгений Чебатков в процессе подготовки цифрового проекта Государственного Эрмитажа и VK «Один музей. Три взгляда».  Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Журналист и писатель Сергей Минаев и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в Георгиевском зале во время подготовки цифрового проекта «Один музей. Три взгляда».
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Певица Клава Кока в процессе подготовки цифрового проекта Государственного Эрмитажа и VK «Один музей. Три взгляда».
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Стендап-комик Евгений Чебатков в процессе подготовки цифрового проекта Государственного Эрмитажа и VK «Один музей. Три взгляда».
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Аудитория Эрмитажа неоднородная по возрасту, полу и интересам. Для тематических цифровых маршрутов выбраны трое ведущих: певица Клава Кока для юной аудитории, стендап-комик Евгений Чебатков — для более зрелой и писатель Сергей Минаев — для совсем солидной. Почему именно они? Какими были критерии отбора?

В маршрутах «История в Эрмитаже» и «Вдохновение в Эрмитаже» мы отталкивались от изначально продуманных тем и маршрутов, а в «Юмор в Эрмитаже» — от человека. У Евгения Чебаткова уже был опыт взаимодействия с нашим музеем, и нам очень понравились его подход, интеллигентный юмор и эрудированность. Опираясь на возможности VK, мы искали людей, которые смотрелись бы в стенах Эрмитажа органично. Важно, чтобы провод­ник был прекрасным оратором, четко, харизматично и увлекательно рассказал бы свою часть. И наша дебютная тройка, на мой взгляд, справилась с этой задачей идеально.

Экспозиция в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

Планируется ли развитие этого проекта? Создание дополнительных экскурсии с медиа­персонами, например, для детей?

Мы посмотрим на обратную связь, поймем, как публика его воспринимает, как его будут освещать в социальных сетях. После этого решим, продолжать ли идти по намеченному пути. У нас огромное количество экспонатов не только в главном здании, так что мы бы с удовольствием продолжали.

Досье
Екатерина Шарова

Руководитель отдела «Эрмитаж-медиа»

В 2015 году окончила Высшую школу журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета.
С 2011 года работает в пресс-службе Государственного Эрмитажа. В 2019 году возглавила отдел.
С 2022 года руководит отделом «Эрмитаж-медиа» — новым структурным подразделением, созданным для работы с социальными сетями, новыми медиа, сайтами, различными видами контента (фото, видео, прямые эфиры и другое).
Создатель и куратор Hermitage Online — проекта прямых включений из залов музея, во время пандемии COVID-19 обес­печившего беспрецедентное виртуальное представительство Эрмитажа. 
В 2022 году руководила процессом освещения возвращения коллекций Эрмитажа из зарубежных музеев «Эрмитаж возвращенный». 
Координировала и принимала активное участие в проектах «Эрмитаж. Снято на iPhone» (фильм длительностью 5 часов 20 минут, снятый в музее на смартфон одним дублем в сотрудничестве с компанией Apple), «Интеллигентная изоляция», «Эрмитаж в гостях у коллег» (и межмузейное сотрудничество в социальных сетях), «Диалоги о Рафаэле», «Хроники Дюрера». Инициатор и участник создания страниц музея в «Дзен», «Одноклассниках», Pinterest, Telegram. Куратор всех совместных проектов с компанией VK, в том числе «Один музей. Три взгляда».

Еще…

Есть ли в планах привлечь к проекту известных художников разных поколений? Например, молодой художник Яков Хомич снимал короткие ролики для соцсетей, гуляя по Третьяковской галерее и рассказывая о любимых экспонатах.

Мы очень долго выбирали наших проводников, и возникали мысли пригласить представителей разных профессий. Если мы получим положительный отклик от аудитории и продолжим работу над проектом, думаю, мы пойдем в направлении специалистов из разных сфер, в том числе художников.

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
5
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+