18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах

Институт грудной хирургии.  Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
Институт грудной хирургии.
Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней

С середины 2000-х в профессиональной среде Европы и России, а также некоторых других постсоветских стран пробудился интерес к социалистической архитектуре второй половины ХХ века. Чуть позже за архитектурным наследием хрущевско-брежневского времени закрепилось понятие «советский модернизм». Этому способствовали массмедиа, выставки, научные конференции, а также альбомы и книги, которые множатся год от года. Вот и Музей современного искусства «Гараж» продолжил серию архитектурных путеводителей по советскому модернизму книгой о Ташкенте. Это вполне логично после издания подобных справочников по Москве, Алма-Ате и Ленинграду.

Сегодня в Ташкенте — как, пожалуй, нигде больше среди постсоветских столиц и российских городов-миллионников — развернулось движение по сохранению знаковых построек эпохи оттепели и застоя, нашедшее понимание и поддержку власти. И хотя до их окончательной реабилитации еще далеко, появление таких изданий симптоматично и актуально. То, что книга на русском, дает надежду, что она будет прочитана и услышана в самом Ташкенте, где русский язык еще не стал окончательно иностранным. В этом ее отличие от другого архитектурного путеводителя по Ташкенту, изданного почти одновременно в Берлине на немецком, под редакцией Филиппа Мойзера. У него вышел почти традиционный гид по существующему городу, тогда как «гаражная» серия предлагает ретроспективный взгляд на наследие, частичное уже утраченное навсегда.

Чухович Б., Казакова О. «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955–1991: Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 512 с., ил.
Чухович Б., Казакова О. «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955–1991: Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 512 с., ил.

Когда видишь на обложке двух авторов, невольно возникает вопрос, какова доля участия каждого из них в создании книги. Историки архитектуры Борис Чухович и Ольга Казакова, исследователи разных поколений, сразу вносят ясность: каждый подписал свои тексты, чтобы объемнее показать Ташкент «с перекрестных точек обзора». Они оговаривают, что их книга «является, скорее, каталогом воображаемой выставки в еще не существующем ташкентском музее архитектуры», и подчеркивают, что своей сверхзадачей считают «показ логики и основных тенденций архитектурной эволюции Ташкента в 1960–1980-е годы на примере отобранных сооружений».

Ими охвачен 51 объект, а еще в издание включено два эссе — о ташкентском метрополитене и о мозаиках. Основная часть книги — условно хронологический «каталог»: от вокзала, начатого в 1955-м, до законченного в 1993-м многострадального дворца «Туркестан», чей анамнез растянулся на четверть века. Краткие сведения о каждом сооружении (годы проектирования и строительства, авторский коллектив, адрес) предваряют описания их биографии и морфологии с планами, разрезами, фотографиями, а иногда — с наглядными источниками вдохновения или заимствования, экскурсами в специфику проектных мастерских и историю культуры.

Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца. 1974/1975–1980.  Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца. 1974/1975–1980.
Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»

«Каталогу» предшествует исторический очерк Чуховича, который знакомит читателя с вехами урбанистического развития Ташкента, где один культурный слой соседствует с другим, образуя самодостаточные анклавы. Особое внимание уделено, естественно, архитектуре советского модернизма, которая развивалась, как пишет автор, «на стыке локальных интерпретаций идей современного движения и бинарных фикций ориентализма». Он показывает институциональные ограничители свободы советских архитекторов той поры, но также и некоторые выгоды их положения, позволявшие двигаться по собственным траекториям. Вот почему эта книга — не столько справочник, сколько самая настоящая история архитектуры, формально ограниченная рамками одного города. Она позволяет понять, как было организовано архитектурное проектирование в позднем СССР.

У каждого города своя история, и даже на имперской периферии можно выделить как общее, так и особенное. Общей была система, особенными были люди — как исполнители, так и заказчики. Например, в Ашхабаде был безусловный творческий лидер — архитектор Абдула Ахмедов, определявший лицо этого города. Он пользовался немыслимой в других советских городах свободой благодаря покровительству и доверию местной власти, не имевшей тогда персонифицированного вождя. В Ташкенте же, наоборот, появился харизматичный руководитель республики — Шараф Рашидов, но в архитектурной среде при наличии нескольких талантливых мастеров никто не выделился в непререкаемого лидера. Влияние Рашидова на архитектурный процесс, как это показано в книге, началось после разрушительного ташкентского землетрясения 1966 года, которое он умело использовал для выбивания преференций от Москвы. Читателю предстоит узнать немало откровений о реальных и фиктивных авторах ташкентских объектов, о тернистых путях от проекта до реализации и о судьбах этих построек в постсоветском Узбекистане.

Художественное училище имени П.П.Бенькова.   Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
Художественное училище имени П.П.Бенькова.
Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»

Наконец, нельзя не отметить литературные достоинства текстов Чуховича и Казаковой — хорошо структурированных, очень плотных, информативных, при этом вовсе не сухих, как обычно в справочниках, а живых, увлекательных и едва ли предвзятых. Даже о порче, превращении в ориенталистский треш или о сносе замечательных произведений советского модернизма они говорят с грустью, академически сдержанно, хотя и жестко. Чтобы так писать, требуется глубина погружения в материал и любовь к предмету своего интереса, а не ирония и уж точно не хейт. А вот чего не хватает новой книге о Ташкенте, так это цвета: многие фотографии объектов, где цвет имеет значение, монохромные или двухтоновые. Впрочем, это вопрос к издательству, а не к авторам, потому что специальная фотосъемка Ольги Алексеенко для этого издания заслуживает только аплодисментов. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+