18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах

Институт грудной хирургии.  Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
Институт грудной хирургии.
Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней

С середины 2000-х в профессиональной среде Европы и России, а также некоторых других постсоветских стран пробудился интерес к социалистической архитектуре второй половины ХХ века. Чуть позже за архитектурным наследием хрущевско-брежневского времени закрепилось понятие «советский модернизм». Этому способствовали массмедиа, выставки, научные конференции, а также альбомы и книги, которые множатся год от года. Вот и Музей современного искусства «Гараж» продолжил серию архитектурных путеводителей по советскому модернизму книгой о Ташкенте. Это вполне логично после издания подобных справочников по Москве, Алма-Ате и Ленинграду.

Сегодня в Ташкенте — как, пожалуй, нигде больше среди постсоветских столиц и российских городов-миллионников — развернулось движение по сохранению знаковых построек эпохи оттепели и застоя, нашедшее понимание и поддержку власти. И хотя до их окончательной реабилитации еще далеко, появление таких изданий симптоматично и актуально. То, что книга на русском, дает надежду, что она будет прочитана и услышана в самом Ташкенте, где русский язык еще не стал окончательно иностранным. В этом ее отличие от другого архитектурного путеводителя по Ташкенту, изданного почти одновременно в Берлине на немецком, под редакцией Филиппа Мойзера. У него вышел почти традиционный гид по существующему городу, тогда как «гаражная» серия предлагает ретроспективный взгляд на наследие, частичное уже утраченное навсегда.

Чухович Б., Казакова О. «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955–1991: Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 512 с., ил.
Чухович Б., Казакова О. «Ташкент: архитектура советского модернизма. 1955–1991: Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 512 с., ил.

Когда видишь на обложке двух авторов, невольно возникает вопрос, какова доля участия каждого из них в создании книги. Историки архитектуры Борис Чухович и Ольга Казакова, исследователи разных поколений, сразу вносят ясность: каждый подписал свои тексты, чтобы объемнее показать Ташкент «с перекрестных точек обзора». Они оговаривают, что их книга «является, скорее, каталогом воображаемой выставки в еще не существующем ташкентском музее архитектуры», и подчеркивают, что своей сверхзадачей считают «показ логики и основных тенденций архитектурной эволюции Ташкента в 1960–1980-е годы на примере отобранных сооружений».

Ими охвачен 51 объект, а еще в издание включено два эссе — о ташкентском метрополитене и о мозаиках. Основная часть книги — условно хронологический «каталог»: от вокзала, начатого в 1955-м, до законченного в 1993-м многострадального дворца «Туркестан», чей анамнез растянулся на четверть века. Краткие сведения о каждом сооружении (годы проектирования и строительства, авторский коллектив, адрес) предваряют описания их биографии и морфологии с планами, разрезами, фотографиями, а иногда — с наглядными источниками вдохновения или заимствования, экскурсами в специфику проектных мастерских и историю культуры.

Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца. 1974/1975–1980.  Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
Дворец культуры и техники авиастроителей им. В. Н. Сивца. 1974/1975–1980.
Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»

«Каталогу» предшествует исторический очерк Чуховича, который знакомит читателя с вехами урбанистического развития Ташкента, где один культурный слой соседствует с другим, образуя самодостаточные анклавы. Особое внимание уделено, естественно, архитектуре советского модернизма, которая развивалась, как пишет автор, «на стыке локальных интерпретаций идей современного движения и бинарных фикций ориентализма». Он показывает институциональные ограничители свободы советских архитекторов той поры, но также и некоторые выгоды их положения, позволявшие двигаться по собственным траекториям. Вот почему эта книга — не столько справочник, сколько самая настоящая история архитектуры, формально ограниченная рамками одного города. Она позволяет понять, как было организовано архитектурное проектирование в позднем СССР.

У каждого города своя история, и даже на имперской периферии можно выделить как общее, так и особенное. Общей была система, особенными были люди — как исполнители, так и заказчики. Например, в Ашхабаде был безусловный творческий лидер — архитектор Абдула Ахмедов, определявший лицо этого города. Он пользовался немыслимой в других советских городах свободой благодаря покровительству и доверию местной власти, не имевшей тогда персонифицированного вождя. В Ташкенте же, наоборот, появился харизматичный руководитель республики — Шараф Рашидов, но в архитектурной среде при наличии нескольких талантливых мастеров никто не выделился в непререкаемого лидера. Влияние Рашидова на архитектурный процесс, как это показано в книге, началось после разрушительного ташкентского землетрясения 1966 года, которое он умело использовал для выбивания преференций от Москвы. Читателю предстоит узнать немало откровений о реальных и фиктивных авторах ташкентских объектов, о тернистых путях от проекта до реализации и о судьбах этих построек в постсоветском Узбекистане.

Художественное училище имени П.П.Бенькова.   Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»
Художественное училище имени П.П.Бенькова.
Фото: Ольга Алексеенко/Музей современного искусства «Гараж»

Наконец, нельзя не отметить литературные достоинства текстов Чуховича и Казаковой — хорошо структурированных, очень плотных, информативных, при этом вовсе не сухих, как обычно в справочниках, а живых, увлекательных и едва ли предвзятых. Даже о порче, превращении в ориенталистский треш или о сносе замечательных произведений советского модернизма они говорят с грустью, академически сдержанно, хотя и жестко. Чтобы так писать, требуется глубина погружения в материал и любовь к предмету своего интереса, а не ирония и уж точно не хейт. А вот чего не хватает новой книге о Ташкенте, так это цвета: многие фотографии объектов, где цвет имеет значение, монохромные или двухтоновые. Впрочем, это вопрос к издательству, а не к авторам, потому что специальная фотосъемка Ольги Алексеенко для этого издания заслуживает только аплодисментов. 

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
3
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+